Выставка "Место сие да будет тебе во спасение..."

О событии

Открытие выставки "Место сие да будет тебе во спасение...", посвященной 300-летию Саровской Успенской пустыни, состоялось 10 мая в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) в Москве. Эту совместную акцию Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского, Нижегородской епархии Русской Православной Церкви и музея им. Андрея Рублева благословил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В открытии выставки приняли участие митрополит Калужский и Боровский Климент, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Люберецкий Вениамин. Приветственный адрес Патриарха зачитал на открытии выставки митрополит Климент. "Место сие да будет тебе во спасение..." – этими словами старец Досифей в Китаевской пустыни благословил будущего святого в Саровскую пустынь, – объяснил название выставки в начале своего приветствия Алексий II, отметив, что в последние годы по всей стране возобновляется монашеская жизнь. В документе отмечается, что во время расцвета обители ее называли "академией монашества", а в наши дни она находится по соседству с Центром ядерных исследований. "Верю, – говорится в послании Алексия II, – что открытие Саровской пустыни даст новые пути сотрудничества Церкви и светской науки".

Директор музея им. Андрея Рублева Г. В. Попов заметил, что в 2003 году здесь уже проходила выставка, посвященная преподобному Серафиму. Нынешняя выставка не похожа на ту, и эта несхожесть свидетельствует, насколько широко значение этого святого в нашей жизни. Директор рассказал, что в нынешнем году возглавляемый им музей готовит еще три выставки, отмечающие исходные этапы пути Серафима Саровского. К августу готовится выставка, посвященная Афону, к сентябрю – Киево-Печерскому патерику, к октябрю – о путях русского монашества: от Сергия Радонежского до Иосифа Волоцкого.

Экспозиция выставки состоит из трех разделов. Первый – "Свеча неугасимая, молитвою в пустыни пламенеющая" – посвящен прп. Серафиму Саровскому и традициям православного монашества. В этой части выставки представлены редкие иконы: "Проповедь пр. Иоанна Синайского и Лествица небесная" (вторая пол. ХVIII в.), "Пострижение в Великую схиму" (сер. ХVI в.), "Распятие плоти" ("Живота законного изображение", конец ХVII - нач. ХVIII в.), "Страшный суд" – фрагмент полихромной резной композиции (ХVIII в.), а также "Преподобные Симеон и Даниил Столпники" (сер. ХVI в.), "Преподобный Герасим Иорданский" (со львом) и "Преподобный Серафим Саровский, кормящий медведя". Такая последовательность показывает духовную основу аскетических подвигов преподобного Серафима, все виды которых он прошел: пустынножительство (в лесных "пустыньках"), столпничество (в молитвах на камне), молчальничество, затворничество, старчество, – а также параллели с другими подвижниками мирового монашеского опыта.

Второй раздел – "Обитель Саровской славы" – посвящен истории, архитектуре, духовным подвижникам Саровской пустыни. Как сообщается в материалах выставки, днем основания Саровской Успенской пустыни, расположенной между реками Сатис и Саровка на месте татарского города Сараклыч (ранее в Темниковском уезде Тамбовской губернии, теперь в Нижегородской области), принято считать 16 (29) июня 1760 г., когда был освящен первый деревянный храм в честь иконы Богородицы "Живоносный Источник". Первоначальником обители является уроженец этих мест иеромонах Исаакий (Попов), в схиме Иоанн, устроивший первую церковь и пещеры с келлиями и подземным храмом по образцу киевских. С самого начала в обители появилась библиотека, впоследствии ставшая одним из самых богатейших книжных собраний страны, в котором хранились тысячи подлинников – древние рукописи, печатные издания ХIХ – начала ХХ вв.

В центре этого раздела представлен макет Саровской обители, привезенный на выставку из музея Федерального центра ядерных исследований, находящегося в Сарове. Как сообщил заместитель директора музея Д. В. Сладков, музей возник в начале 90-х годов прошлого столетия, и первый зал был посвящен истории Саровской обители. Специально для музея был изготовлен этот макет в бюро дизайна центра 15 лет назад. Наличие этого раздела в их музее, считает Сладков Д. В. , свидетельствует о том, что в обществе возникло осознание того, что наше историческое прошлое едино: оно объединяет и святость, и научное подвижничество. В этом году центр отмечает свое 60-летие, "300 и 60 – это цифры соизмеримые, – считает замдиректора музея центра, – 60 – это всего в пять раз меньше. Отрадно, что Патриарх в своем приветствии выставке отметил перспективы сотрудничества Церкви и науки", – заключил он.

Третий раздел – "Ангел на земли и во плоти Серафим" – посвящен житию и почитанию преподобного Серафима Саровского. Здесь можно увидеть и единственный из сохранившихся "автограф" святого: в доношении Прохора Машнина об увольнении в монашество (август 1781 г.) после каждого из трех разделов документа стоит подпись будущего великого старца: "К сему доношению купец Прохор Сидоров, сын Машнин, руку приложил". Представлена личная книга Серафима Саровского – Ирмологий, множество его портретов (холстов, миниатюр, литографий), писанных по памяти (как объяснили устроители выставки, нет ни одного портрета, о котором можно было бы достоверно сказать, что он написан при жизни святого, это касается и известных портретов кисти Серебрякова и Евстафьева, почитающихся верующими как прижизненные, а также младшего современника прп. Серафима – иеромонаха Иосафа). Здесь выставлено несколько списков особо почитаемого святым образа Богородицы "Умиление" (старец называл икону "Всех радостей Радость"). Посетители также смогут увидеть портреты св. Александры и Елены Дивеевских, холст блаженной Паши Саровской. И конечно, множество икон прп. Серафима, написанных в разное время.

К концу июня выставка переедет в Саров, где пройдут торжества, посвященные юбилею обители, в сентябре – в Нижний Новгород.

 

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.