10-ти летие возрождения Нижегородской Духовной Семинарии

Краткая история Нижегородской Духовной Семинарии

17 декабря 2003 года в день памяти преподобного Иоанна Дамаскина Нижегородская Духовная Семинария отмечает 10-летие с начала своего возрождения. Этому сравнительно короткому отрезку времени, за который Духовная школа выросла в полную меру, предшествовало семь с лишним десятилетий вынужденного перерыва в славной истории древнейшего учебного заведения в Нижнем Новгороде – Духовной Семинарии.
Открытая в 1721 году согласно «Духовному Регламенту» Петра Великого стараниями Преосвященного Архиепископа Нижегородского Питирима, Духовная Семинария – первая в России возрастала и укреплялась как центр научного и богословского образования.
Начало ее было более чем скромным. В Кремле, при архиерейском доме, трудами Владыки Питирима были открыты две грамматические школы «эллино-греческая и славяно-российская». Первыми учителями в них стали Тимофей Колосов и монах Савватий, а затем протопоп Иаков и дьячок Михаил из Архангельского собора, диакона Ильинской церкви Иван Матфеев и Казанской церкви Василий Афанасьев. До 1765 года Семинария содержалась на скудные епархиальные средства, состоявшие из личных расходов Епископа, хлебных и денежных сборов с духовенства, монастырей и церквей епархии. Позднее к двум прежним школам Владыка Питирим присоединил еще третью славяно-латинскую. Все они вкупе стали именоваться Семинарией (от лат. seminarium – рассадник). Обучалось в ней около двухсот детей духовного сословия.
При Преосвященном Епископе Димитрии (Сеченове) Духовная Семинария была переведена из Кремля в специально купленный дом «с каменными палатами» (ныне здание Педагогического Университета).
В этот период в Духовной школе преподавались грамматические науки, поэзия, риторика и философия, латинский и греческий языки. Для слушания богословия стали отправлять студентов в Московскую Академию.
В 1765 году меняется административный статус Семинарии: из домовой школы правящего Архиерея она становится правительственным учреждением.
При Епископе Нижегородском Феофане (Чарнуцком) в Семинарии вводится преподавание французского языка и учреждается особый класс философии. Выпускников начинают посылать не только в Московскую Духовную Академию, но и в Московский Университет и Московскую Медико-Хирургическую Академию.
В 1772 году в Нижегородской Семинарии вводится должность ректора. С этого времени ректоры, преподавая обязательно богословие, управляли Семинарией в полной мере, тогда как прежние префекты, будучи одновременно и наставниками философии, руководили собственно воспитанием и вообще поведением учащихся. Первым ректором Нижегородской Духовной Семинарии был архимандрит Печерского монастыря Константин (Борковский).
Замечательным временем в истории Семинарии были годы пребывания на Нижегородской кафедре Епископа Дамаскина (Руднева) (1784 – 1794 гг.).
Этот нижегородский иерарх был личностью, богато одаренной способностями, глубоко образованной и просвещенной, известным ученым своего времени, членом Российской Академии наук. При нем была существенно видоизменена и обновлена учебная программа, а богословские науки получили более широкую и научную постановку. Семинаристы изучали татарский, чувашский и мордовский языки для миссионерской деятельности. Епископом Дамаскиным вместе с учащимися был составлен особый инородческий словарь на 5-ти языках в 2-х томах. Он положил основание фундаментальной библиотеки Семинарии. Особенно же прославился он организацией ученых диспутов, которые при нем устраивались ежегодно. Их охотно посещали не только духовные лица, но и многочисленная светская публика. В 1787 г. в Семинарии обучалось 450 человек.
За XIX век правительством России было проведено несколько реформ духовного образования. Новые уставы Духовных школ всецело вводились и в Нижегородской Духовной Семинарии. Знаменитыми деятелями Духовной школы XIX века были ректор Архимандрит Апполоний (1842 – 1851 гг.), при котором Семинария достигла своего внутреннего и внешнего расцвета, Архиепископ Нижегородский Иоанникий (Руднев), впоследствии занимавший Московскую и Киевскую кафедры в сане митрополита и состоявший членом Священного Синода. При нем было приобретено на Верхневолжской набережной здание общежития Семинарии и учреждена студенческая стипендия, Епископ Нижегородский Макарий (Миролюбов) (1879-1885 гг.), знаменитый историк-краевед, неутомимый исследователь, много сделавший для Семинарии, начиная с должности ее инспектора и преподавателя.
1917 год был роковым как для России и Русской Церкви, так и для Духовных учебных заведений. В этом году Нижегородская Духовная Семинария была закрыта на долгие 7 с лишнем десятилетий, но не навсегда. Пришло время собирать камни, и в 1993 г. по благословению блаженной памяти Митрополита Нижегородского и Арзамасского Николая (Кутепова), трудами иеромонаха (ныне архимандрита) Кирилла (Покровского) при Благовещенском мужском монастыре открывается Духовное Училище, вскоре решением Священного Синода Русской Православной Церкви преобразованное в Духовную Семинарию.
Возрождалась Духовная школа, как и когда-то, открывалась в весьма скромных условиях. Все начиналось с 15-ти студентов, одной аудитории, одной спальни общежития и одной полки с книгами в братском корпусе Благовещенского мужского монастыря. Малая группа преподавателей ревностно взялась за труд духовного просвещения, за подготовку будущих пастырей, которых ждали вновь открывающиеся храмы. Это было радостное неповторимое время духовного подъема, творческого вдохновения и нескончаемых трудов. За 10 лет многое изменилось. Сегодня Семинария насчитывает на стационаре 150 студентов из 25 епархий Русской Церкви и 200 священнослужителей на секторе заочного обучения. Преподавательская корпорация составляет 40 человек, среди которых доктора и кандидаты наук, профессора и доценты Нижегородских ВУЗов, выпускники Московской и Санкт-Петербургской Духовных Академий.
Семинария имеет хотя и небольшое, но собственное здание, солидную библиотеку, помещение для общежития. Собор Благовещенского монастыря является семинарском храмом, где воспитанники молятся, поют в хоре, участвуют в богослужении. Стараниями вновь назначенного на Нижегородскую кафедру Епископа Георгия в здании Семинарии был сделан капитальный ремонт, улучшены бытовые условия для студентов, увеличен бюджет Семинарии.
Духовная школа живет творческой, духовно-устремленной, полноценной жизнью. За свою без малого трехвековую историю Нижегородская Духовная Семинария вырастила многочисленный сонм иерархов Церкви, миссионеров, игуменов и архимандритов, пастырей, начальников духовных учебных заведений, профессоров Духовных Академий и университетов, видных общественных и государственных деятелей.
Первой ступенью в духовном образовании Нижегородская Семинария стала для Епископа Ямбургского Сергия (Страгородского) магистра Петербургской Академии, будущего Патриарха Московского и Всея Руси, для доктора богословия и доктора истории, профессора Казанской Духовной Академии Знаменского Петра Васильевича.
В Нижегородской Духовной Семинарии учились такие знаменитые богословы как проф. Катанский, Епископ Михаил (Лузин). Видные иерархи митрополит Петербургский Палладий (Раев) и свящмуч. Архиепископ Фаддей (Успенский) и другие.
Летопись истории Нижегородской Духовной Семинарии незакончена. Божией милостью она и в будущем даст Русской Церкви и Отечеству добрых пастырей, мудрых богословов, ревностных молитвенников и дивных подвижников. С начала ее возрождения прошло только 10 лет, но и это хотя и малый, все-таки юбилей, радостный для руководства, преподавателей и студентов.