Возвращение к духовным истокам

Возвращение святыни


В нынешнем году весь православный мир отмечает 20-летие второго обретения святых мощей преподобного Серафима Саровского и перенесения их всероссийским крестным ходом в Дивеево. Вспомним, как совершилось обретение святыни два десятилетия назад.

Обретение святыни

В годы революции, после закрытия монастыря и уничтожения Саровской пустыни, мощи преподобного Серафима были вывезены в неизвестном направлении. Они прошли путь из Сарова через Арзамас в Москву, далее след их затерялся.

В 1991 году мощи Серафима Саровского были обретены в Музее истории религии и атеизма (в Казанском соборе) Санкт-Петербурга. Обстоятельства разъясняет непосредственный участник событий архиепископ Истринский Арсений:

— В конце 1990 года директор Музея истории религии и атеизма Станислав Кучинский позвонил в патриархию и сказал мне: „Владыка, я не могу утверждать точно, но нами обнаружены мощи какого-то угодника Божия. Они скелетного состава, но на одной из рукавичек, хранящихся с мощами, есть такая надпись: „Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас“. Причем у нас в описи эти останки нигде не числятся, мы обнаружили их среди гобеленов, в один из которых они были завернуты“.

Святейший Патриарх создал комиссию под председательством ныне покойного владыки Тамбовского Евгения, владыка Арсений тоже вошел в эту комиссию, как и некоторые священнослужители Санкт-Петербургской епархии.

Дело в том, что владыка Евгений в 1988 году обнаружил акт вскрытия мощей преподобного Серафима чекистами в 1920 году, где все было подробно описано.

— Когда мы стали сличать описание мощей с тем, что было в музее, все досконально сходилось,― рассказывает архиепископ Арсений.

— Архипастыри, которые производили осмотр, свидетельствовали о чувстве благодатности и благоухании мощей, которые им пришлось обследовать. После сопоставления появилась уверенность, что это действительно мощи преподобного Серафима. До передачи оставалось одиннадцать дней. Была изготовлена рака, в которую мощи были переложены накануне возвращения их Русской Православной Церкви,― вспоминал Святейший Патриарх Алексий II.

В середине января Святейший Патриарх прибыл в Ленинград.

При торжественном молебном пении мощи были перевезены в Александро-Невскую Лавру, где в течение нескольких недель находились в Троицком соборе для поклонения.

6 февраля 1991 года святые мощи крестным ходом из Александро-Невской Лавры были перенесены на Московский вокзал, откуда на поезде отбыли в Москву.

Всероссийский крестный ход

В Москве большой крестный ход перенес святыню от Ленинградского вокзала к Богоявленскому кафедральному собору.

Мощи с февраля до июля пребывали в Богоявленском кафедральном соборе, затем началось продолжительное странствие святых мощей по городам и весям ― по пути из Москвы в Дивеево. Этот своеобразный всероссийский „крестный ход на колесах“ шел по городам и селениям Московской, Владимирской, Нижегородской областей в Дивеево.

Мощи перевозили в микроавтобусе, за которым неотступно следовал автомобиль Патриарха. Шествие останавливалось в городах по пути следования, где Святейший Патриарх служил литургию и совершались бесчисленные молебны преподобному Серафиму.

Трудно передать чувство, которое испытываешь, когда видишь такое благоговение перед святыней. Народ по всей дороге выходил из сел и деревень, кланялся, каждый выражал, как мог, радость.

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий со множеством горожан и клиром вышел навстречу преподобному к Золотым воротам Владимира. По словам участников торжеств, это было потрясающее зрелище: владыка стоит во вратах, клир около него, а все вокруг заполнено людьми. Когда подъехал кортеж Святейшего Патриарха, святые мощи вынесли и с торжественным пением понесли на гору, в Успенский собор.

Огромная площадь вокруг собора сплошь была занята людьми, которые пришли поклониться святому старцу. Почти сутки в храме шли богослужения, и на следующий день крестный ход с мощами двинулся дальше. Заезжали в Вязники, Гороховец. Везде были службы, молитвы.

В Нижнем Новгороде раку с мощами батюшки Серафима поставили в Староярмарочном соборе. Народу было так много, что во время богослужения мощи приходилось выносить на паперть южного придела, чтобы люди, которые шли нескончаемым потоком, могли к ним приложиться.

Потом был Арзамас, и далее ― путь в Дивеево. Жители близлежащих сел выходили к дороге с крестами, иконами. Так, с короткими или большими остановками, переносились мощи. Это было одно из самых ярких событий русской церковной истории XX века.

Дмитрий Романов

"Нижегородские епархиальные ведомости", №14(203), 2011 г.



При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.