Стратегия духовного образования


11 октября в Нижегородской духовной семинарии начал работу Третий международный семинар по православному богословскому образованию. Мероприятие проходит под эгидой Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, который проводит регулярные встречи для выработки стратегии духовного образования в рамках проходящей в настоящее время образовательной реформы.

Избежать крайностей

Семинар открылся архипастырским словом управляющего Нижегородской епархией архиепископа Георгия, который сердечно приветствовал собравшихся. „В настоящее время идет очень серьезный процесс реформирования духовного образования в России, и мы должны постараться избегать возможных крайностей,― сказал владыка.― С одной стороны, важно не отказаться от того наследия, которое накопилось в сфере духовного образования за столетия существования Русской Православной Церкви. С другой стороны ― насколько возможно, модернизировать, сделать наиболее эффективным современное духовное образование. Сегодняшняя встреча ― это попытка найти ответы на назревшие вопросы, обозначить проблемные точки и отыскать пути решения проблем“.
Как отметил архиепископ Георгий, главное ― чтобы выпускники духовных семинарий и академий становились настоящими пастырями, чтобы не повторилась трагедия Русской Церкви ХХ века, когда блестяще образованные студенты духовных школ превращались в атеистов и революционеров. Владыка выразил надежду, что представители богословских школ из разных стран, которые принимают участие в семинаре, найдут средний, царский путь в поисках истины.

Площадка для диалога

Семинар является уникальной площадкой межправославного диалога и сотрудничества. Попытки собрать для плодотворного общения представителей православных духовных школ со всего мира предпринимались не раз, но по разным причинам они не увенчались успехом. А участники семинара сегодня не только подводят итоги, но и строят большие планы на будущее. Отрадно, что с каждым годом в его работу вовлекается все большее число членов, которые представляют поместные Православные Церкви Греции, Румынии, Финляндии, США. Среди российских участников были представители различных духовных семинарий и академий, Свято-Тихоновского богословского университета.
Активным ядром семинара является рабочая группа по изучению проблем качества богословского образования, начавшая работу несколько лет назад по инициативе представителей американских, греческих и финских духовных школ. Два раза в год ее участники встречаются для обсуждения возможного решения проблем, стоящих перед духовными школами. Первая встреча состоялась в Финляндии, вторая ― на Крите. Следующие семинары планируется провести в Греции, Румынии и других странах.
„Наша группа ― это одна из немногих инициатив по межправославному сотрудничеству в области богословского образования, которая имеет перспективное продолжение,― говорит член группы архимандрит Кирилл (Говорун), первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви.― Процесс межправославного общения, который происходит на семинаре,― это нечто новое во взаимоотношениях представителей разных Поместных Церквей. Это действительно одна из самых успешных попыток вовлечения православных духовных школ всего мира в интенсивный диалог. Мы приглашаем их представителей в нашу группу, так что ее состав постоянно расширяется. Это можно назвать выражением межправославной солидарности в сфере духовного образования. Очевидно, постепенно мы перейдем к согласованию учебных программ между семинариями“.

Главная цель ― выпускники

Как известно, главная цель любой школы ― это ее выпускники. Духовные школы готовят прежде всего священнослужителей. Поэтому стратегия духовного образования направлена на подготовку таких пастырей, которые могли бы дать ответ требованиям нашего времени, умели вести диалог с современным обществом, быть понятными современному человеку и в то же время направлять его к духовным высотам, к преодолению той неблагополучной действительности, которая порой окружает нас.
„Важно, чтобы священник, который будет осуществлять пастырскую деятельность на приходе, мог оказать духовную, социальную, миссионерскую помощь всем приходящим к нему,― считает первый проректор Нижегородской духовной семинарии протоиерей Александр Мякинин.― Он должен быть пастырем, психологом, уметь общаться с людьми, знать интересы молодежи и взрослых людей, организовать приходскую жизнь. Цель духовного образования ― выход на практическую деятельность пастыря, чтобы священник имел достаточный уровень образования, опыта, мог вести дискуссию с представителями иных конфессий, отстаивать положения своей веры“.
Требования, которые предъявляются к современному священнослужителю, одинаковы в разных странах. Поэтому очень важно, что, общаясь друг с другом на подобных семинарах, представители разных Поместных Церквей обретают более широкую перспективу видения проблем и сообща находят совместные пути их решения. Аккумулируя опыт разных духовных школ по реформированию и выстраиванию процесса образования, участники семинара разрабатывают общие подходы к дальнейшему проведению реформы.

Архимандрит Кирилл (Говорун), первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви:
— Мы выбрали Нижний Новгород для проведения семинара, потому что здесь замечательная семинария, наверное, одна из лучших в РПЦ. Мы хотели показать зарубежным гостям, как живет не просто одна из центральных духовных школ, а именно региональная. Надо сказать, что такие школы ничем не уступают центральным, а может быть, в чем-то и превосходят их. Мы надеемся, что та дискуссия, которая проходит в рамках семинара ― по обсуждению путей развития духовного образования ― будет полезна для всех духовных школ. Нижегородская семинария может быть включена в те общие процессы, которые происходят сегодня в системе духовного образования не только в Русской Церкви, но и за ее пределами. Мы говорим о неких глобальных процессах, связанных с необходимостью давать ответ на те вызовы, которые возникают перед современным человеком независимо от того, в какой стране он живет.

Протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ, первый проректор МДА:
— В нынешнем году высшая церковная власть приняла решение о переходе всей образовательной системы Русской Православной Церкви на новые стандарты, которые сегодня, будучи утверждены государством, предполагают возможность их реализации в рамках церковных учебных заведений. Главная задача, стоящая сегодня перед духовным образованием,― создание новых учебных планов, которые будут удовлетворять требованиям, предъявляемым новым государственным стандартом, и в то же время, в точности соответствовать тем задачам, которые стоят перед духовным образованием. Самый главный вопрос ― какого священника мы должны готовить? Чтобы ответить на него, необходимо четко понимать, какова цель обучения. Для бакалавриата (семинарий) эта цель очевидна ― подготовка кандидатов для рукоположения в священники. Но для магистратуры и академий эта цель не является единственной, поскольку эти учебные заведения готовят специалистов в разных областях.




Текст Светланы Высоцкой
Фото Алексея Козориза