Первая православная гимназия Нижегородской епархии

О роли гимназического воспитания

О роли гимназического воспитания В 1981 году французскому нейрофизиологу Роджеру Сперри была дана Нобелевская премия за открытие роли каждого полушария человеческого мозга. Правое полушарие реализует образное восприятие информации, а левое полушарие расшифровывает ее, т.е. реализует формально-логическое операции и обладает свойством компьютера. Роджер Сперри писал: «Главная роль мозга – приспособление к окружающему миру… вся современная цивилизация преимущественно «левполушарная». Она расточительно игнорирует неисчислимые приспособительные способности, таящиеся в правом половине мозга. Мы все еще недооцениваем великое значение интуиции, эмоций, образов даже для узкотехнического творчества». Например, лучшие ученые и программисты в детстве в дополнение к обычной школе успешно учились музыке, рисованию, занимались в различных творческих объединениях или кружках. По словам Эйнштейна, в основе любого открытия лежит элементарная человеческая эмоция – изумление. Мы потому и радуемся, что правополушарно эмоциональны. А.П. Чехов отмечал, что: «Чутье художника стоит иногда мозгов ученого, со временем им суждено слиться в гигантскую чудовищную силу». Стандартное «ошколивание» детей в стандартной школе унифицирует личность т.к. тренирует, в основном, левое полушарие (логическое). Классическая гимназия с юных лет, пока еще не произошла жесткая специализация мозга, своей программой, кружками, серией педагогических приемов целенаправленно нагружает правое полушарие. Это наглядно проявляется на уроках благочестия, хореографии, музыки, рисования, риторики, в театральном кружке, на комбинированных уроках. За 2 недели подготовки, гимназисты начальной школы (большинство второклассни-ки!) успешно сыграли на сцене ДК сокращенный вариант комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». А к Рождеству Христову 2004 года, тоже за 2 недели, справились с оригинальной постановкой сказки Андерсена «Снежная королева», в которой участвовали все 65 гимназистов. К сожалению, не все родители понимают важность этого развития. Некоторых тяготит то, что надо приводить детей на репетиции. Побывавший в нашей гимназии немецкий профессор из Кельнского университета Вольфганг Зоудер удивился, что обучение в гимназии бесплатное; в Германии подобное обучение, по его словам, доступно только очень богатым людям. Вспомните, в России в XIX веке, когда гимназическое образование в обеспеченных классах общества стало массовым, какая огромная плеяда великих художников, литераторов, ученых, политиков и др. появилось в стране: «могучая кучка», «передвижники», выдающиеся писатели мирового значения, великие ученые: Менделеев, Попов, Сеченов, Павлов, Мечников, Ключевский, Вернадский, Циолковский, Бутлеров, Тимирязев, Леонтьев и др. Опять же некоторые родители беспокоит, что в гимназии большая нагрузка для детей. Нагрузка большая, но она равномерно ложится в гимназической программе на оба полушария мозга, обеспечивая равновесие напряжения, исключая срывы, которые бывают в специализированных школах: математических, лингвистических, спортивных и т.д. Обычная стандартная школа ослабляет действие правого полушария, с помощью которого воспринимается и живая природа, и искусство, и литература, и главное – Бог. Современное общество, во многом утратив способность воспринимать Бога, воспринимает мир скорее разумением, т.е., левым полушари-ем, нежели сердцем. Благодаря высокому (но и однобокому) развитию левого полушария общество стало более интеллектуальным и менее духовным из-за заторможенного действия правого полушария головного мозга. В современной музыке, например, это выразилось, к сожалению, увлечением поп и рок музыкой, в отличии от образной и мелодичной народной, классической и церковной. Но особенно трагична эта однобокость проявляется в духовной области: жестокое невоспитанное сердце при развитом интеллекте являет образ хорошо развитого дикаря, - развратного и похотливого, завистливого и горделивого. Это как раз то, что мешает современному человеку познать Бога. Бог есть Любовь! Девочка приняла крещение в нашей церкви, пришла к бабушке поделиться своей радостью, а та вознегодовала: «Как от тебя ладаном пах-нет, пойдем, я тебя в ванной отмою!» А вскоре у этой бабушки сын повесился. И никого не удивляет страшная эпидемия самоубийств, сумасшествия, пьянства, наркомании, преступности. Нужно ли бояться ладана, молитв, постов, благочестия, Закона Божия и рассматривать это как «духовное насилие»? Поистине многие «боятся страха идеже не бе страх», как говорит Писание. При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.