С педагогами о православной культуре

22 августа в актовом зале Нижего­родской духовной семинарии состо­ялись две встречи митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия с преподавателями основ православной культуры— из школ Нижегородской области и Нижнего Новгорода. Встречи были посвящены введению с 1 сентября в общеобра­зовательных школах России нового предмета «Основы религиозных куль­тур и светской этики», состоящего из шести модулей.

Участники встреч обсудили вопросы, каса­ющиеся преподавания основ православной культуры (ОПК). В мероприятиях приняли участие министр образования и науки Ни­жегородской области Сергей Наумов, рек­тор НИРО Николай Бармин, директор де­партамента образования города Нижнего Новгорода Ирина Тарасова. Модератором мероприятий выступил руководитель отдела образования Нижегородской епархии про­тоиерей Евгений Худин.

С искренним сердцем

Сергей Наумов в своем выступлении, среди прочего, озвучил информацию о том, что в Нижегородской области ОПК выбрали для своих детей 57 процентов родителей. Он от­метил: чтобы увеличить это число, нужны профессионализм и вдохновение учителей. «Это зависит от того, как вы честно, с ис­кренним сердцем будете преподавать основы православной культуры,— сказал Сергей На­умов.— Но, конечно, неверующему педагогу будет трудно вести этот курс, так что выбор каждый должен делать исходя из реальных возможностей».

«С введением нового учебного курса в рос­сийских школах мы открываем новую стра­ницу в духовно-нравственном воспитании наших детей,— отметил с своем выступлении Николай Бармин.— Если до сих пор эта работа строилась в основном на добровольческой инициативе и за нее брались люди, убежден­ные в необходимости преподавания ОПК, то сейчас этот предмет стал обязательным и пре­подавать его будут люди с разным уровнем богословского образования и степенью во-церковленности. Кроме того, преподавателям придется вторгаться в духовную жизнь ребен­ка, его семьи и находить ответы на сложные вопросы». Ректор НИРО пожелал педагогам мудрости и рассудительности на этом пути.

Учитель — соработник пастыря

Глава Нижегородской митрополии отметил, что введение нового курса в школах подводит итог кропотливой работе педагогов и священ­ников на протяжении предыдущего десяти­летия. Архипастырь выразил уверенность в том, что духовно-нравственное воспитание в школах должно помочь детям, а подчас и их родителям, обрести в непростой современной жизни духовные ориентиры и направить их по пути созидания. «Сегодня уже понятно, что никакие законы, никакие деньги не способны отвернуть людей от зла, увести их с пути раз­рушения мира как в душе, так и в обществе,— сказал Его Высокопреосвященство.— Любовь, согласие и взаимопонимание рождаются в ду­ховно-нравственном воспитании личности, и преподаватель ОПК играет важную роль в этом процессе, являясь соработником священника и пастыря».

Отвечая на вопрос, как он относится к веро­ятности того, что основы православной куль­туры будут преподавать невоцерковленные учителя, владыка Георгий сказал: «Для нецер­ковного учителя открывается безграничный спектр возможностей изучить православную культуру глубже, проникнуться ее красотой и идеалами через различные образовательные программы, реализующиеся Нижегородской епархией совместно с НИРО, паломничества по святым местам, которые организуются церковными структурами, продукцию епар­хиальных средств массовой информации. Но если вас принудило преподавать ОПК руководство школы, а вы этого не хотите, то лучше откажитесь от преподавания — вы имеете на это полное право».

Заинтересованный диалог

На вопрос, допустимо ли начать урок в обще­образовательной школе с молитвы, Сергей Наумов ответил утвердительно. «Если это урок, посвященный теме молитвы, по пред­мету „Основы православной культуры", то это естественно,— сказал он.— Не произнеся слов молитвы, вы не сможете донести до ре­бенка суть вопроса. Вы учите детей основам православной культуры, в которой молит­ва— одна из главных составляющих». Также
министр образования заверил педагогов в том, что они имеют полное право приглашать на уроки приходских священников. «Мы раз­решали подобную практику и раньше, при преподавании курса „Религии России", когда на уроки приходили священнослужители ос­новных конфессий России,— сказал Сергей Наумов.— Учитель имеет полное право рас­поряжаться построением урока и учебного процесса по своему усмотрению. Главное — чтобы это имело пользу для детей».

Одним из самых дискуссионных стал вопрос выбора учебного пособия— многие педагоги считают слишком сложным рекомендован­ный Министерством образования и науки РФ учебник по ОПК, составленный прото­диаконом Андреем Кураевым. По общему мнению, в нем много трудных понятий и спе­циальной терминологии для восприятия уче­ников 4-5 классов. Сергей Наумов призвал коллег к терпению: «Мы с вами понимаем, что учебник был подготовлен за небольшой срок. Мы также помним, как создавались учебники в советские годы, а это было лучшее время для появления учебников — лучше той методики никто ничего не придумал. Учебник должен пройти апробацию не ме­нее 10 лет. Почему советские учебники по основным предметам считались лучшими? Потому что все лучшее в течение многих лет собиралось в один учебник. Так что мы должны помочь поправить его. К тому же вы имеете собственный профессиональный опыт составления необходимого материала из разных учебников, пособий, источников. И я уверен, что на основе вашего материала в дальнейшем будет создан лучший учебник».

Состоявшиеся встречи выявили большую заинтересованность участников в диалоге. Отвечая на просьбы педагогов продолжить общение спустя несколько месяцев, митропо­лит Георгий предложил провести подобную встречу в декабре нынешнего года.



Светлана Высоцкая