Вместе легче преодолеть трудности

9 июня 2015 года 16:56


Свадебный переполох — приглашения, ЗАГС, венчание, кафе, гости — захватил вас полностью. Но не прошли ли вы мимо главного — того, что стоит за всеми этими приготовлениями? С какими мыслями входить в брачный союз? Что позволит сохранить первоначальное чувство и крепость семьи на всем жизненном пути? Об этом мы беседуем с настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери села Румянцева Дальнеконстантиновского района иереем Димитрием Терехиным.

Можно ли венчаться, если почувствовал сомнения? Какому святому молиться, чтобы избавил от негативных мыслей?

— Венчаться и просить у Бога помощи можно. Молиться можно и тем святым, у которых есть опыт жизни в браке. Например, святому праведному Алексию (Мечеву). Этот московский пастырь, старец начала XX века, жил в браке, и всю жизнь семью свою ставил выше всего земного. Его супруга умерла в 36 лет от болезней, которые были связаны в том числе и с его пастырским подвигом. Потому что они жили в сыром доме в ужасных условиях.

Святой до конца жизни сокрушался о том, что не смог для своей жены сделать все, что, как ему казалось, должен был сделать… Сейчас, когда он прославлен как святой, очень многие обращаются к нему с просьбами помочь в каких-то сложных жизненных ситуациях, связанных с браком, разрешить какие-то сомнения. Помощь не заставляет себя ждать. И в моей жизни была помощь от этого святого, и в жизни многих знакомых.

Еще я бы посоветовал молиться княгине Евдокии Московской, которая была женой святого князя Димитрия Донского. Эти супруги нам известны тем, что оба канонизированы как святые. Если княгиня Московская уже более четырехсот лет почитается как святая, то Димитрий Донской прославлен только в 1989 году. Но в народном сознании он всегда был святым.

Они не просто святые супруги, которые любили друг друга, которые с детских лет вступили в брак. Княгине, по разным данным, было 12–13 лет, а князю — примерно 15–17. Много лет они жили в целомудренном браке, и только когда вошли в зрелый возраст, у них появился первый ребенок.

Господь не так много дал им лет совместной жизни, но за эти годы они родили 12 детей. Из них четверо почитаются как местночтимые святые. Вот такой брак, с такими плодами, для нас является образцом, и поскольку Церковь благословила для всеобщего почитания этих святых, им тоже можно молиться и просить помощи. А благодатная помощь от князя Димитрия и княгини Евдокии всегда приходит.

Молодые вступают в брак, а спустя некоторое время возникают первые недопонимания, ссоры…

— Здесь проблема может заключаться в том, что между супругами нет должного единения. Возможно, вступив в брак, они не поняли главного посыла Церкви, христианского учения, не поняли основной заповеди Божией о том, что «оставит человек отца и мать своих и прилепится к жене своей, и будут двое едина плоть» (Быт 2: 24). Если двое становятся одной плотью и таким образом исполняют замысел Божий о браке, то в таком случае вся их последующая совместная жизнь будет проходить бок о бок. И если один из супругов обращается к Церкви, второй супруг тоже обязательно придет в Церковь. Это будет свидетельство их единомыслия.

Если это не так, если случается раздор, значит изначально было где-то лукавство.

Другая ситуация, когда оба супруга воцерковлены, но у них разные духовники. Одному из супругов духовник может посоветовать получить духовное образование и двигаться дальше, другой духовник благословляет жене, допустим, воспитывать детей и не делать большого упора на духовное образование. Тогда тоже не исключается некая трещина в отношениях. Разлад может произойти по разным поводам. Не обязательно из-за несовпадения каких-то чувственных наслаждений.

Есть такой выдающийся богослов XX века — старец протоиерей Михаил Труханов. В своем трактате о браке он говорит о том, что любое отдельное переживание — яркое, эмоциональное, чувственное — супругами, любящими друг друга по-настоящему, расценивается как измена, как предательство. Причем не в том, что муж где-то пообедал с удовольствием, а жена расценила это как предательство, а сам муж, где-то обедая и помня о своей жене, если она не рядом с ним, будет свой поступок расценивать как некое предательство по отношению к ней, некий отход от семьи.

Все яркие переживания должны быть совместными. Этому учат святые отцы. Обязательна семейная трапеза: муж, жена, дети. Обязательны семейное посещение храма для молитвы, походы в музей, например, в театр, на концерты для того, чтобы получить душевную пищу. Без этого брак не будет достаточно устойчивым.

Ясно, что это — некий идеал. О нем же говорят святые отцы и богословы. И наша задача — стремиться к этому идеалу. Если наше стремление искренно, это будет видеть Господь. И все, что мы не можем реализовать в своем браке по тем или иным причинам, не зависящим от нас, Господь обязательно компенсирует. Главное — иметь правильное направление.

Сегодня происходит постепенное растворение и утрата семейных ценностей. Современные тенденции направлены в сторону более свободных отношений. Каким вы видите будущее семьи? Сохранится ли она как таковая через полвека?

— Если через полвека наш мир будет существовать в том виде, каким мы его наблюдаем сегодня, то семья, по моему мнению, существовать будет. Потому что семья, как учат святые отцы, — это малая Церковь. А мы знаем с вами, что врата ада Церковь не одолеют (Мф 16: 18). Если они не одолеют Церковь Христову, то не одолеют и семью.

Идея об упразднении института семьи стала особо модной более ста лет назад. Ее очень поддерживали круги, сочувствующие марксистскому учению. Ясно, чем это было продиктовано. В основе таких стремлений лежит грех, человеческая похоть. Потому что основная идея сводилась к свободным, не связанным браком отношениям между мужчиной и женщиной, к рождению детей вне семьи и воспитанию их вне семьи.

Сочинялись даже романы на эту тему. Евгений Замятин в своем произведении «Мы» повествует о будущем, где уже не существует семьи, семейных отношений, но каждый обязан с каждым вступать в отношения по талону, по желанию, и эта обязанность закреплена на государственном уровне. Интересно, что в романе все эти идеи следуют как будто из христианского учения. Замятину удалось показать, как искажение этого учения может привести к результату, абсолютно противоположному истинному.

С момента написания романа прошло почти сто лет, однако институт семьи продолжает существовать. Более того, в периоды особых потрясений, каких-то изменений в обществе, когда, казалось бы, вот-вот уже никто не захочет создавать семью и рожать детей, потому что это тяжело, — вдруг начинается всплеск рождаемости. Все-таки институт семьи всегда позволял преодолеть трудности. Потому что с кризисом нелегко справиться в одиночку. А когда тебя окружают близкие люди, они тебя поддержат. Дети требуют заботы, необходимости для родителей работать, обеспечивать их. 

Как говорит святитель Григорий Великий, брак приносит определенную скорбь, потому что у кого нет заботы о детях, о жене или о муже, те живут в более свободном состоянии. Но именно брак с его скорбями, с его трудностями позволяет легче пережить какие-то потрясения.

Поэтому то, что мы сейчас наблюдаем, скорее свидетельствует об очередных испытаниях, потрясениях. Мне кажется, Господь все вернет на свое место.

Павел Молоштан

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.