Да не постыдимся

15 июня 2015 года 17:24


Все мы, читая Символ веры, исповедуем свою веру в воскресение мертвых и жизнь будущего века. Но если нашего среднестатистического прихожанина расспросить поподробнее о его представлениях об этом, тут такое откроется!..

Попробуем хотя бы частично восполнить лакуны в нашем понимании предмета веры и посмотрим, как учит Церковь о загробной жизни человека.

Смерть

Смерти Бог не творил. Человек был создан бессмертным — не только душою, но и телом. Тело первозданного Адама не знало ни болезней, ни старости, ни смерти. Однако Господь предупредил его о том, что «в день, в который он вкусит» от древа познания добра и зла, он «смертию умрет» (Быт 2: 17).

Непослушанием Творцу Адам повредил свою первозданную природу и духовно умер душою, став смертным и телом. Грехом прародителей смерть вошла в природу.

Так было положено начало смерти в роде человеческом и загробного существования душ человеческих. Таким образом, смерть, как следствие греха, есть явление неестественное, ненормальное и потому временное. Как и жизнь души человека вне тела. Последнее может быть ошеломляющей новостью для многих. Увы, значительная часть наших соотечественников думает, что души так и останутся бестелесными в вечности. Но Церковь верует в воскресение и соединение с душами тех же самых наших тел, которые мы имели в земной жизни.

Продолжая жить после смерти тела, душа человеческая всем своим существом располагает полнотою личности и самосознания. Она чувствует, сознает, воспринимает, рассуждает.

Рай

Сотворив человека, Бог поселил его в самом прекрасном на земле месте — Едемском саду, или земном рае. Отсюда прародители были изгнаны за грех, и теперь этого рая больше нет. По мнению некоторых святых отцов, он был уничтожен катастрофой Всемирного потопа. Любое иное упоминание о рае как о месте упокоения праведников относится к Христову Небесному Царству. Первым после Самого Христа туда вошел благоразумный разбойник. Пребывание со Христом в Его Царстве — дар несравненно более великий, чем блаженная жизнь Адама и Евы в земном раю. Таким образом, Христос Спаситель дает нам больше, чем мы потеряли. Поэтому если в литературе или песнопениях встречаются слова о «возращении в рай» или «на прежнее блажество», следует знать, что речь идет о том самом главном, что было в земном Едеме или будет в Христовом раю — возвращении Божьего благоволения и радости непосредственного богообщения.

И после Воскресения Христова люди продолжают жить и умирать, и их души уходят в загробный мир, в райское отныне или адское существование.

Но эта райская жизнь душ, в ожидании воскрешения тел, не есть еще тот окончательный Рай вечной и полной радости и блаженства, который наследуют праведники после последнего Суда Божия. Пока не произошло воскресение тел и воссоединение их с душами, радость праведников в раю и муки грешников в аду есть еще только предвкушение, предначатие настоящих радостей или мучений соответственно.

Ад

В период Ветхозаветной Церкви, от первых людей Адама и Евы до прихода в мир Христа Спасителя все умиравшие — как грешные, так и праведные — сходили в место, по-еврейски называемое шеол. На церковном языке это слово переводится как «ад». Но такое название условно, так как настоящий ад, как и настоящий рай, в полном смысле откроется только после всеобщего воскресения рода человеческого и последнего Суда. И туда и туда войдут не души, лишенные тела, а воскрешенные Христом Спасителем люди.

В катехизисе митрополита Филарета мы читаем о том, что «полное воздаяние по делам предопределено полному человеку — по воскрешении тела, на последнем суде Божием».

В шеоле, или ветхозаветном аду, состояние душ не было одинаковым для всех. Души праведных не страдали, а если и страдали, то от невозможности общения с Богом, и утешались надеждою на обещанного Спасителя, ожидая Его пришествия. Грешные же страдали, не имея утешения.

Невозможность покаяния

Поскольку душа вне тела — не полноценный человек, постольку и не все, возможное людям, возможно душам. Несмотря на то что души после смерти тела обладают полнотою личности и совершают все психические функции, возможности их ограничены. Так, например: человек, живя на земле, может покаяться и более или менее изменить сам свою жизнь, от греха вернуться к Богу.

Душа же сама не может, хотя бы и желала, коренным образом измениться и начать новую жизнь, которая совершенно отличалась бы от ее жизни на земле, приобрести то, чего она не имела, будучи человеком.

В таком именно смысле надо понимать слова о том, что за гробом нет покаяния. Душа живет там и развивается в том направлении, которое начала на земле, и для ее изменения необходима помощь Церкви. На этом основано вероучение о пользе поминовения усопших в молитвах и творении в память о них добрых дел.

Загробная участь иноверцев

Говоря о рае и аде после Христа, мы рассуждаем только о загробной участи чад Церкви Христовой, которую создал Он для спасения людей. Судьба человечества, не принадлежащего к Церкви, покрыта для нас окончательной тайной.

Потому что как не могло ветхозаветное человечество предвидеть того, что их души будут спасены воплощением и сошествием во ад Спасителя, так и мы не можем предугадать и предвидеть тех способов и возможностей, которыми располагает Творец для спасения Своего творения — хотя и непокорного, но не ожесточившегося окончательно — для спасения людей, не знающих Его, иноверцев, язычников и атеистов.

Хорошо сказал святитель Феофан Затворник: «Если нам не открыта загробная участь неправославных, то это знать нам неполезно. Нужно так говорить себе: «Не знаю, спасутся ли католики, протестанты или язычники, — на то воля Божия. Но я твердо знаю, что я сам без Православия, без Христа и Его Святой Церкви не спасусь».

Дмитрий Романов

Картина: В.М. Васнецова «Страшный суд»


При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.