Не искушай Бога

26 июня 2015 года 17:31


Большинство наших сограждан — крещеные люди. Но христиане, увы, лишь по имени. Кто-то крестится в дань традиции. Кто-то считает Крещение просто красивым обычаем, причем некоторые заявляют о том, что не принимают каких-либо догм и учений Церкви. Даже откровенно смеясь над верой, почти все несут детей к купели. Зачем? Что дает человеку Крещение на самом деле — один вопрос. А вот чего мы ожидаем от этого таинства — совсем другой. Проверим себя.

Сам Господь Иисус Христос, указывая на Свое Крещение, назвал его рождением свыше «от воды и Духа» (Ин 3: 5). Апостол Павел уподобил Крещение погребению Христову, за которым следует воскресение в обновленную жизнь, назвал Крещение очистительной «банею водною посредством слова» (Еф 5: 23) и «банею возрождения и обновления Святым Духом» (Тит 3: 5).

Таким образом, принося детей крестить, мы выражаем веру и желание, чтобы они духовно умерли для мира, греха и диавола и воскресли для новой жизни со Христом, стали верными чадами Христовой Церкви, получили в будущем, перешагнув порог смерти, возможность обрести вечную радость в Его Царстве.

О чем мечтаем?

С этими ли мыслями мы приходим в храм?

Чаще — с суеверными. Мы мыслим Крещение как некий магический обряд. Крещаемый, как нам думается, получает какое-то плохо понимаемое нами благо. Но «что-то» в принципе получает: защиту от порчи и сглаза, здоровье, успех… Если болезненный ребенок не крещен, у нас обычно говорят: «А что вы хотите? Он же не крещен! Быстрее крестить!» Или капризный, или хулиган, или двоечник, — Крещение «все исправит»…

Мы мыслим приземленно. Все, о чем мы мечтаем, — получше устроиться здесь, в земной жизни. Мы как бы говорим: «Да, Господи, мы знаем, что Ты даешь нам вечность, приглашаешь сесть одесную в Твоем Царстве, но это когда еще будет, если вообще будет! Ты лучше помоги поуютнее устроиться здесь, во временной земной жизни. Пошли здоровья, достатка. Все что нам надо — это утолять свои страсти, потребности. А Тебя и Твою Церковь мы будем ценить тем больше, чем реже Ты будешь напоминать нам о Себе, пробуждать в нас совесть, призывать к изменению, очищению, покаянию».

Человек в таинстве Крещения и Миропомазания получает богатые дары духовные, получает благодать Божию. Но и о них мы мыслим превратно.

Крещение приобщает человека, находящегося в состоянии растления грехом, к обновленной Богочеловеком Христом человеческой природе. Как смерть, оно дает человеку отсечение прошлой греховной жизни, как рождение — возможность начать новую духовную жизнь во Христе. Человек участвует в Крещении и духовно, и материально — Святой Дух сжигает скверну греха и воспламеняет любовь к Богу, а вода омывает тело. Только после принятия Крещения возрожденный человек способен принять благодать Святого Духа и стать вполне членом Церкви.

Таким образом, Крещение есть первое по времени таинство, принимаемое новым членом Церкви, и единственная дверь, дающая доступ к участию во всей таинственной жизни — получению даров Святого Духа сразу после Крещения.

Подаваемая им благодать — это способность побеждать греховные побуждения и жить по заповедям Христовым.

Чего мы ждем от жизни

Дар побеждать в себе грех и жить по заповедям! А мы для чего благодать ищем? Чтобы, не меняя себя, своих греховных навыков, разрушающих наше здоровье духовное и телесное, получить от Бога исцеление, заиметь больше материальных благ. Чтобы работать поменьше, получать — побольше, чтоб «водились караси и плодились пороси».

Мы хотим только потреблять. Мы хуже хищных зверей. Живут волки, львы и медведи — их существование не меняет окружающей среды. А человек не просто потребляет ее. Он истребляет среду обитания. Вот оно — состояние падшего человеческого естества. Смерть вошла в мир грехом человека. Мы сеем и умножаем смерть.

Крещение — Божий дар, дающий возможность воспользоваться плодами искупительного подвига Иисуса Христа и начать новую вечную жизнь в Боге.

Для Крещения в сознательном возрасте необходимо узнать, принять и утвердиться в истинной вере (Деян 8: 36–37), покаяться в содеянных грехах. Нужно всем сердцем возжелать измениться. Иными словами, нужно обратиться ко Христу и отречься от сатаны. Для научения вере перед Крещением нужно пройти специальный период оглашения.

Крещение имеет настолько великую очистительную силу, что смывает все грехи, совершенные до него. В древности существовал даже такой обычай — откладывать Крещение на глубокую старость, желательно на момент непосредственно перед смертью, чтобы предстать пред Богом совершенно чистым. Таких людей называли «клиники».

Однако в логике этой есть несколько серьезных изъянов. Во‑первых, не всегда смерть приходит в старости, по заранее предполагаемому графику. И, расчетливо откладывая Крещение «на потом», надо помнить, что это «потом» может и не наступить.

Поэтому клиниками были в основном цари и вельможи, кто мог всегда при себе в свите иметь священников для Крещения.

Во-вторых, Крещение дает человеку возможность соединяться с Богом уже здесь, в этой жизни, в таинстве Причастия. И, откладывая Крещение, мы лишаем себя этого счастья, не даем развития душе, добродетели, не живем духовной, церковной жизнью.

Вопрос о чадах

А надо ли крестить младенцев? Такой вопрос обычно возникает в полемике с протестантами. Наши люди, как обсуждалось выше, несут малышей крестить, даже не сознавая зачем.

Отцы Церкви в своих поучениях верующим настаивают на Крещении детей. Так, святитель Григорий Богослов, обращаясь к матерям-христианкам, говорит:

«У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению, пусть будет освящен в младенчестве и от юности посвящен Духу».

Все знают, что мало ребенка родить — нужно еще вырастить, выкормить, воспитать. Если не кормить — он умрет. В Крещении дитя рождается для Бога, для духовной жизни. Ему нужна духовная пища. Если не кормить — он духовно умрет. Эта духовная смерть — страшнее физической. Виновны в ней те, кто перед лицом Божиим обещал растить дитя как чадо Церкви, то есть родители и крестные. Поэтому главный вывод наших рассуждений: если решили ребенка крестить — растите его христианином. Или не обманывайте Бога, принося заведомо ложные обещания.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.