Слова, запавшие в душу

14 августа 2015 года 16:39

Церковь учит каждый день читать определенные фрагменты Евангелия. Поэтому день христианина начинается с молитвы и такого чтения. В молитве мы испрашиваем благословения на труды, а слово Божие читаем для того, чтобы в течение дня по возможности вспоминать наставления Спасителя. Какие-то слова так сильно поражают нас, что мы долго находимся под впечатлением. Для кого-то эти фразы становятся нравственными указателями, духовным ориентиром, девизом если хотите. Мы попросили гостей нашей рубрики ответить на вопрос: какую цитату из Священного Писания они вспоминают чаще всего и почему.



Протоиерей Александр Мякинин,
первый проректор Нижегородской духовной семинарии,
руководитель миссионерского отдела Нижегородской епархии, кандидат богословия:

— «Познаете истину, и истина сделает вас свободными… всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8: 31, 34).

Эти замечательные слова Христа Спасителя из Евангелия от Иоанна раскрывают, на мой взгляд, подлинный смысл человеческой свободы.

Опыт моего личного стремления к свободе не является уникальным: с детских лет каждый из нас сталкивается с множеством ограничений, которые воспринимаются как препятствия к свободе. Мы часто слышим от родителей: «Нельзя, не положено, запрещено». Нам говорят об этом в школе, в вузе, в армии. В Церкви вообще сплошные запреты.

В советские времена, в условиях тоталитарного режима, гонений на всякое инакомыслие, в том числе и на религиозное мировоззрение, слово «свобода» звучало совершенно особенно, как указующее на величайшую ценность, которой мы в действительности лишены. Но со временем, по мере погружения в православную богословскую традицию, мне открывалось понимание духовной свободы, о которой Господь говорит в Евангелии. Парадоксально, но снятие всех ограничений в исполнении собственных желаний оборачивается для человека страшной зависимостью. Греховные страсти начинают господствовать в нем с такой силой, что он превращается в жалкого раба. И наоборот, борьба с грехом, осуществляющаяся через добровольное самоограничение и понуждение себя к деланию добра ради Христа, освобождает человека от греховной зависимости и открывает ему путь к подлинной духовной свободе. Многие из тех, кого Церковь почитает ныне как святых новомучеников, десятилетиями находились в заключении, в так называемых местах лишения свободы, но при этом духовно были совершенно свободны, а те, кто сегодня провозглашает свободную жизнь ради удовольствий, превращаются в рабов своих страстей, влекущих их к духовной, а порой и физической погибели.



Протоиерей Владимир Гофман,
настоятель нижегородского прихода
в честь святого пророка Божия Илии,
руководитель отдела культуры и отдела
по делам молодежи Нижегородской епархии,
член Союза писателей России:

— «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор 13: 1–8).

Я уверен, что нет ни одного человека, сердце которого не дрогнуло бы при чтении этого отрывка из Послания святого апостола Павла к коринфянам. Все можно иметь, даже дар пророчества, все можно отдать, даже жизнь, можно иметь такую веру, что и гора двинется, но если это без любви к человеку и к Богу, то все бесполезно. Слова апостола — не только гимн любви, но и величайшая проповедь Христа, положившего Себя в жертву ради любви, ибо Он Сам был Любовь. Это еще и главная, на мой взгляд, заповедь нам, христианам. И так проникновенно сказано!

Вот почему я так люблю это место из Священного Писания, и каждый раз, когда соборую болящих и читаю этот отрывок, чувствую, как сжимается сердце.



Вячеслав Дождев, заведующий сектором заочного обучения Нижегородской духовной семинарии:

— «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Сол 5: 16–18).

Эти великие слова апостола Павла вдохновляют и дают силы, в каком бы состоянии ни находился человек. Часто приходится слышать: «Такова, наверное, воля Божия!», «На все — воля Божия». Многие ищут, как бы узнать ее. И действительно, апостол Павел в послании к Римлянам учит нас, что мы должны «познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12: 2).
А что такое эта воля? Воля Божия — это то, чего Бог ждет от человека. В приводимой мной цитате сам же апостол Павел открывает, в чем состоит воля Божия. Все, что ни посылается или попускается нам Промыслом, служит нашему благу, поэтому единственное чувство, которое мы можем испытывать к Богу, — это благодарность. Благодарное сердце естественно ищет общения с Богом — молитвы. Поэтому живи, радуйся и благодари Бога!



Андрей Елисов, преподаватель истории и обществознания Саваслейской общеобразовательной школы Кулебакского района Нижегородской области, «Серафимовский учитель»:

— «Ибо каким судом судите, таким будете судимы; какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7: 2).

Чаще всего на уроках я вспоминаю эти слова и иллюстрирую их разными сюжетами из опыта человеческого. Древняя притча рассказывает нам такую историю. Однажды правитель разослал своих мудрецов во все концы земли, задав им загадку: «Найдите мне слово, в котором заключена мудрость человеческая», и все посланники вернулись к нему со словом «мера». Именно в соблюдении меры и заключается мудрость человечества. Каждый человек и народ искал свою меру, по которой он будет жить. В древней Греции, например, даже была чаша Пифагора, напоминающая о мере: если в нее наливали вина или жидкости чуть больше положенного уровня, то все выливалось через отверстие на дне сосуда.

Однако евангельские слова говорят нам не о человеческой, а о божественной мудрости. На нее и указывает Христос, когда говорит о том ценностном измерителе, по которому мы оцениваем себя и окружающий мир. От этого духовного барометра чаще всего зависит, испытывает ли человек подлинное счастье, живя на земле, или нет. Эта выбранная им мера обеспечит и будущее в мире ином. Психологи говорят о законе бумеранга, который гласит, что человеку возвращается все, что он послал в этот мир от себя на уровне мысли, слова и дел. Действенность этого закона прослеживается на примере анализа жизни исторических деятелей. Очень часто эта мера возвращается человеку уже здесь, на земле. Меры, избранные Гитлером и преподобным Серафимом Саровским, разные, поэтому и слава у этих людей разная. Один вошел в летопись человечества как всепоглощающий злодей, другой — как великий святой. Главное — правильно выбрать меру своей жизни.

Вспоминается одна поучительная святоотеческая история о мере любви. Пришел человек к священнику и спрашивает: «Никак не могу понять, зачем наш Господь дал две заповеди: любить Бога и любить ближних? Неужели любить Бога недостаточно?» — «Достаточно, вполне достаточно, — ответил священник. — Только вот чем можешь измерить свою любовь к Богу?» Задумался человек и отвечает: «Ничем не могу измерить…» — «Вот для того-то и дал Господь вторую заповедь, — ответил священник. — Она мера первой».



Анатолий Шидловский, доктор медицинских наук,
профессор кафедры анестизиологии и реаниматологии,
академик Академии медико-технических наук
Российской Федерации, председатель
общественного антикурительного комитета
Нижегородской государственной медицинской академии:

— «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф 7: 7).

Я часто вспоминаю это хорошее наставление из Евангелия. Проси — и получишь помощь, чтобы не было гордости и высокомерия, которыми мы часто страдаем. Каждый человек себя знает лучше других. И вот я знаю, что путь мой связан с честолюбием. Наука — это в большой степени честолюбие. Поэтому чтобы себя умерить, успокоить, уместно это выражение.

И еще одно высказывание (это не цитата из Священного Писания, но все же вытекает из содержания Евангелия) — жизненный гимн святителя Иоанна Златоуста и его последние слова: «Слава Богу за все». Вспоминаю это изречение потому, что оно дает мне успокоение в любой жизненной ситуации: в радости, печали, незаслуженной обиде. Когда я вспоминаю эти слова, мне становится легче переносить жизненные обстоятельства. Если радости — я спокойно их переношу, если невзгоды — я стараюсь не пропускать глубоко грусть в сердце. Потому что за все благодарю Бога, все в руках Божиих. Для меня эти слова очень дороги и близки.

Подготовил Павел Молоштан

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.