Состав и символика богослужений

14 августа 2015 года 17:00


Все мы знаем, что Церковь — это Богочеловеческий организм, инструмент для спасения человека. Всего человечества. Со всеми институциями. Даже более: всей вселенной. Церковь способна вместить и освятить весь мир духовный и материальный, и пространство, и время. О священных временах — определенных периодах дня, недели, года, посвященных молитве, богослужению, — предлагаем поговорить.

Историческое время линейно — имеет начало, кульминацию (Боговоплощение) и конец. Богослужебное время циклично, оно движется по кругу. Вернее, по кругам: суточному, недельному и годовому.

Суточный богослужебный круг — последовательность богослужений одного дня. Полный суточный круг состоит из девяти богослужений, освящающих значимые части суток, а именно: из девятого часа, вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, первого, третьего и шестого часов, изобразительных.

Богослужебные сутки начинаются с вечера. По примеру пророка и Боговидца Моисея, который, описывая творение Богом мира, начинает «день» с вечера, так и в Православной Церкви день начинается с вечера — вечерней.

Вечерня — служба, совершаемая в конце дня, вечером. Этой службой мы благодарим Бога за проходящий день.

Повечерие — служба, бываемая после вечери, то есть ужина, состоящая из молитв, в которых мы просим у Господа Бога прощения грехов и чтобы Он дал нам, на сон грядущим (идущим), покой тела и души и сохранил нас от козней диавола во время сна.

Полунощница — служба, предназначеная для совершения в полночь, в воспоминание ночной молитвы Спасителя в Гефсиманском саду. Эта служба призывает верующих быть всегда готовыми ко дню Страшного Суда, который наступит внезапно, как «жених в полунощи», согласно притче о десяти девах.

Утреня — служба, совершаемая утром, перед восходом солнца. Этой службой мы благодарим Бога за прошедшую ночь и просим у Него милостей на наступающий день.

Первый час, соответствующий нашему седьмому часу утра, освящает молитвою уже наступивший день.

На третьем часе, соответствующем нашему девятому часу утра, упоминается сошествие Святого Духа на апостолов.

На шестом часе, соответствующем нашему двенадцатому часу дня, воспоминается распятие Господа нашего Иисуса Христа.

На девятом часе, соответствующем нашему третьему по полудни, воспоминаем крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Божественная литургия есть самое главное богослужение. Все остальные службы суть подготовка к нему. На литургии воспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается таинство Святого Причащения, установленное Самим Спасителем на Тайной вечери. Литургия служится утром, перед обедом, поэтому в обиходе называется обедней.

В те дни года, когда литургии не положено или нет возможности ее совершить, служится чин изобразительных, в народе называемый обедница, как некая замена, но неполноценная.

Все эти службы в древности в монастырях и у отшельников совершались отдельно, в положенное для каждой из них время. Но потом, для удобства мирян, не имеющих возможности приходить в храм восемь раз в день, они были соединены в три так называемых богослужебных собрания: вечернее, утреннее и дневное.

Вечернее богослужебное собрание состоит из девятого часа, вечерни и повечерия.

Утреннее — из полунощницы, утрени и первого часа.

Дневное — из третьего и шестого часов и литургии.

Накануне больших праздников и воскресных дней совершается особая вечерняя служба, в которой соединяются: вечерня, утреня и первый час. Такое богослужебное собрание называется всенощным бдением, потому что у древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит «бодрствование».

Любое богослужение — это синтез различных символических действий, молитв читаемых или поемых. Все они имеют целью назидать, укреплять в вере и благочестии. Плохо, когда мы стоим в храме и от непонимания не сопереживаем происходящему.

Рассмотрим символику главнейших богослужений.

Вечерня начинается каждением алтаря, что символизирует сотворение мира. Это сопровождается чтением (пением) 103-го псалма, восхваляющего Творца и Его творение. По его окончании Царские врата иконостаса закрываются, что означает: двери рая после грехопадения первых людей для человечества закрылись. После молитвенных прошений и песнопений следует гимн «Свете тихий». В нем говорится, что верующие, видя лучи заходящего солнца, славят Святую Троицу.

В конце вечерни, которая символизирует ветхозаветный период истории, звучит молитва, произнесенная Симеоном Богоприимцем, увидевшим Младенца Христа на руках Богоматери, — «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…».

Таким образом, вечерня завершается на проникновенной ноте ожидаемой встречи со Спасителем.

Утреню, символизирующую Новый Завет, открывает шестопсалмие: в полумраке и полной тишине читается шесть псалмов (3, 37, 62, 87, 102, 142) — высокий образец духовной поэзии, передающий скорбь человека о своих грехах и упование на милость Бога. Зажигается свет, и поются стихи «Бог Господь, и явися нам…». Это означает долгожданное явление миру Спасителя. О Его грядущих страданиях и смерти говорится в читаемых после этого псалмах, за которым следует покаянный 50-й псалом. Центральная часть утрени — канон (праздничное изменяемое молитвословие). Затем звучит песнь Богородицы (с припевом «Честнейшую херувим»), в это время священнослужители кадят весь храм, что изображает духовное благоухание, растворившееся в мире благодаря Божией Матери. В чинопоследовании утрени содержится и великое славословие «Слава Тебе, показавшему нам свет!», которое начинается торжественной нотой встречи с Господом, а заканчивается покаянной интонацией, свидетельствующей о том, что грех отдаляет человека от Бога.

Литургия символизирует Царство Божие, жизнь будущего века — с одной стороны.

С другой — это ежедневно возобновляемая и непрерывно продолжающаяся Тайная вечеря, та самая, на которой Иисус Христос впервые совершил таинство Евхаристии.

Литургия состоит из трех следующих друг за другом без перерыва частей: проскомидии, литургии оглашенных и литургии верных. Через символику действий всей службы последовательно разворачивается земная жизнь Иисуса Христа: Рождение Богочеловека в Вифлееме, Крещение, выход на проповедь и сама проповедь, вход в Иерусалим, шествие на Голгофу, явление воскресшего Спасителя и Его вознесение.

Вот почему Божественная литургия не включена в суточный круг богослужений — она лежит в иной, вневременной, плоскости, и каждый человек, приступающий к Причастию, становится, таким образом, участником Тайной вечери.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.