В празднике или в праздности?

28 августа 2015 года 9:10

Понятие православного праздника подразумевает, что человек «упраздняется», то есть освобождается от дел ради молитвы. Так должно быть. Но что на практике, в жизни? Многие, не зная сути того или иного церковного праздника, в первую очередь пытаются выяснить, можно ли в этот день работать. Узнав, что нельзя, с чистой совестью усаживаются за телевизор или компьютер, устраивают домашние застолья, а то и шумные посиделки с друзьями. Но ради того ли мы «упраздняемся от дел»? Так мы «святим день Господень»?

Каким вы видите свой идеально проведенный православный праздник? Что делать, если красный день в церковном календаре приходится на рабочие будни, совпадает с неотложными делами или, напротив, застает вас в отпуске — дальней поездке или на даче, где нет поблизости храма и очень много отвлекающих факторов? Как не поступиться христианскими принципами, при этом не отстранившись от житейских реалий? С этими вопросами мы обратились к гостям нашей рубрики.



Протоиерей Евгений Худин,

руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии:

— В дни православных праздников человек может находиться в поездке, в командировке, на даче или даже за границей. Но праздничный круг — годовой, полугодовой, месячный — известен заранее. Воспоминая заповедь Божию — шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — Господу Богу твоему, — мы можем планировать свое участие в богослужениях. Где бы мы ни находились, помолиться всегда можно — сейчас достаточно открытых храмов.

В праздничный день мы имеем возможность посетить богослужение, поучаствовать в нем. Даже если человек уехал на дачу в деревню, храмы в селах есть. В Нижегородской митрополии их уже почти 600. Практически в каждом населенном пункте или где-то поблизости есть церковь. Поблагодарить Господа, прославить праздник все-таки можно запланировать, невзирая на все дачные хлопоты. Важнейших церковных праздников в течение года всего ведь двенадцать.

Представим, что вы путешествуете в праздничный день на поезде. На многих крупных вокзалах есть небольшие молельные комнаты. Выход-то из ситуации всегда найдется! Другое дело, желает ли сам человек почтить праздничный день или же хочет найти какую-то причину, чтобы этого не делать. Представим уж совсем фантастическую ситуа­цию, выпавшую на праздничный день: вокруг вас тундра, или, скажем, Арктика, или Антарктика. Да просто вы оказались в неправославной стране! На такой случай есть молитвослов. Прочтите канон, акафист.

А если праздничный день выпадает на рабочие будни, то, как минимум, в одном храме района совершаются ранние Божественные литургии. Их начало в 6 или в 6:30 утра. Человек работающий, но желающий возблагодарить Господа, прославить праздник и вознести свою молитву, имеет возможность прийти в храм до работы.



Иерей Игорь Балабанов,

клирик церкви в честь преподобного Сергия Радонежского:

— Много интересных граней открывают православные праздники. В нашей семье они начинаются с Божественной литургии в храме. Приходим вместе с матушкой и дочкой. Соборная молитва очищает душу, придает сил. Радостно видеть рядом стоящих прихожан, которые тоже пришли в церковь, чтобы помолиться, соединиться с Господом.

А после литургии мы идем домой. И… начинаем готовить пиццу по нашим фирменным рецептам. Это увлекательное занятие. Рецепты у нас свои, и в этом деле принимает участие вся семья. После трапезы мы обычно с дочкой смотрим добрые детские фильмы — у нас в семье достаточно большая видеотека. Главное в праздничный православный день — делать больше добрых поступков. Для священника, рабочий день которого, как известно, не нормирован, считаю, в любом случае праздники следует отмечать как подобает — с молитвой, и неважно, где ты в этот день находишься — в храме, в поездке, на даче…



Валентина Каплунова,

прихожанка Никольского храма

(Автозаводское благочиние):

— Православный праздник, любой из них, — это свет в душе, ощущение истинной любви и справедливости. К сожалению, в последнее время по состоянию здоровья не часто приходится бывать на литургии в церкви. Но ведь православные праздники тем и отличаются от светских, что их можно отметить и одному, почитав, например, молитвослов. В эти дни я звоню по телефону знакомым, близким, желаю им здоровья, чтобы детишки росли прилежными. Молюсь перед иконами в моей квартире. Радостно, когда меня навещают близкие люди. Вот сам их приход — уже подарок. А еще хочу сказать, что православные праздники людей объединяют. Поверьте: это, наверное, самое главное в сегодняшней жизни — то, чего нам так не хватает.



Борис Селезнев,

член Союза писателей России:

— Многим в праздник хочется сделать не просто что-то абстрактно хорошее, но прежде всего протянуть руку помощи нуждающимся, тем, кому плохо и трудно. И в этом тоже проявляется суть православных торжеств.

Праздничный день я вижу, конечно, ярким и солнечным. В большинстве случаев так и бывает. С утра всей семьей мы идем на праздничную литургию, где пребываем в радости и соборной молитве. Народу много, все приветливые и нарядные…

После храма — обед и отдых. Затем мы посещаем друзей, в первую очередь — нуждающихся и болящих. Помогаем им в домашних нуждах и хлопотах. Читаем вместе акафист или молитву праздника. Время приближается к вечеру, мы едем домой, не забывая мысленно творить молитву Господу и Пресвятой Богородице. Дома пьем чай, читаем вечернее правило и ложимся спать.

Если праздник выпадает на рабочий день, стараемся попасть на раннюю службу, — в этом случае после храма мы успеваем вовремя прибыть на работу. Но ведь праздник в душе остается! И день становится особенным и на работе. Но нужно оберегать в душе чистоту и сияние праздника от чужих лишних и грубых слов. В ответ на резкое обращение сотрудника лучше улыбнуться и промолчать или ответить спокойно, доброжелательно. Тогда всем вдруг станет хорошо. Поверьте мне, так бывает…



Ирина Беспалова,

кандидат педагогических наук:

— На великие двунадесятые праздники я всегда хожу в храм и причащаюсь. Дело в том, что я занимаюсь миссионерской работой, и для меня такая деятельность немыслима без соединения со Христом. Без этого пользы от такой работы человеку не будет. А после Причастия замечаешь, что и людей к тебе нужных Господь приводит, и сил дает духовных в делах восстановления храмов. Так что для меня это — один из главных моментов праздника.

Трудно вообще представить христианина, который в такие дни находится не в церкви, а где-то по личным делам. Надо приходить в дом Божий, участвовать в соборной молитве — это непреложное правило.

А потом, после Причастия, я иду домой, немножко отдыхаю. Не в смысле праздности или сна, а читаю молитвослов. Если праздник выпадает на день, посвященный какому-то святому, читаю ему акафист. Для меня такое небольшое уединение в праздник — это возможность набраться сил для дальнейшей миссионерской работы.

Беседовала Игорь Чистяков

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.