Протоиерей Владимир Гофман: «Молитва за усопшего важна и для того, кто ее совершает»

10 сентября 2015 года 12:00


Когда из жизни уходит дорогой человек, в утешение его близким остается молитва. Святым словом мы не только уменьшаем собственную скорбь, но и проявляем заботу о душе усопшего. Какими молитвами, когда и как правильно по православным канонам совершать обряд поминовения? На эти и другие вопросы ответил руководитель отделов культуры и по делам молодежи Нижегородской епархии — настоятель храма святого пророка Илии протоиерей Владимир Гофман.

Поминовение усопших необходимо для облегчения участи души человека в загробной жизни. Таким образом его близкие просят милости Божией его душе. Верна ли эта трактовка?

«Бог же не есть [Бог] мертвых, но живых, ибо у Него все живы». (Лук 20: 38). Так говорит Христос книжникам, не верившим в грядущее воскресение мертвых, и они не находят, что Ему возразить. Мы молимся за тех, кто ушел из временной жизни, будучи уверенными, что они живы у Бога. Но участь их, согласно нашему вероучению, может быть различной — и не всегда благоприятной — в зависимости от того, как жил человек на земле. И, по учению Церкви, сам человек «там» свою участь изменить не может.

Из сострадания и с надеждой на милосердие Божие мы молимся о нем. Но молитва за усопшего важна и для того, кто ее совершает: душа обретает лучшие качества (милость, кротость, веру в Бога и его промысл) и укрепляется в них. «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им, и нам получить обетованные блага», — пишет святитель Иоанн Златоуст.

Как правильно совершать обряд поминовения на третий, девятый, сороковой дни? Что означают эти дни по православным канонам?

— Домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего и, главное, поминовение в храме — долг всякого православного христианина. У православных людей давно существует традиция поминать усопшего в третий, девятый и сороковой дни после его кончины.

Сразу после смерти принято заказывать в церкви сорокоуст, чтобы в течение первых сорока дней новопреставленного ежедневно сугубо поминали за литургией в храме. Особо отмечаются третий и девятый дни, когда, по учению Церкви, душа предстает Небесному Престолу, и сороковой — когда Господь выносит временный приговор, определяя, где душа будет находиться до Страшного Суда. В эти дни нужно усердно молиться за усопшего, а после них чаще подавать записки на литургию и панихиду.

По церковному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божьему суду. С первого по третий день она пребывает в местах своей земной жизни, с третьего по девятый ей показываются райские обители, с девятого по сороковой — мучения грешников в аду. На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда.

Существует и символическое объяснение третьего, девятого и сорокового дней. Поминовение умершего в третий день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. В девятый день — в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстателя к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в сороковой день совершается в память Вознесения Иисуса Христа на сороковой день по Воскресении.

В какие дни совершается поминовение в дальнейшем? Как поминать близких в Родительскую субботу? Какие дни по православному календарю будут считаться Родительскими субботами?

— У того, кто остался жив и потерял близкого человека, душа болит о нем и хочется сделать все, что возможно, для того, кого уже нет и никогда не будет рядом. Что же можно предпринять еще? Во всех, сколько это возможно, храмах заказать сорокоуст — поминовение на 40 дней, каждый день подавать на панихиду, поминать на Псалтири, давать милостыню и просить помолиться за эту душу. Поминать усопшего в родительские дни, а также в годовщину смерти. Годовщина смерти христианина — это день его рождения для новой, вечной жизни. Он ежегодно отмечается близкими и родными покойного.

Существуют, как известно, в нашей Церкви дни особого поминовения усопших — Родительские субботы (их в церковном календаре несколько). В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того, по традиции верующие посещают могилы на кладбищах. Это субботы: мясопустная (Вселенская родительская суббота, за неделю до Великого поста), 2‑й седмицы Великого поста, 3‑й седмицы Великого поста, 4‑й седмицы Великого поста, Радоница (вторник на Фоминой неделе), 9 мая — поминовение усопших воинов, субботы Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы), Дмитриевская (перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского, который отмечается 8 ноября по новому стилю).

Какими молитвами поминать усопших?

— Молитв об усопших существует немало, они содержатся в любом молитвослове. Вот наиболее распространенная и краткая молитва: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Следует помнить, что главное — не какая молитва, а с каким сердцем мы ее совершаем.

А в храме что мы можем делать для представившихся?

— В храме усопших поминают и священнослужители во время богослужения (проскомидия, литургия, панихида). Для этого прихожане пишут записки о поминовении, которые передаются для прочтения в алтарь. И сам человек, пришедший в церковь, имеет возможность молиться за усопших — и во время службы, и в часы, когда службы нет. Обычно принято поставить свечу на заупокойный подсвечник, прочесть тихонько молитву, помянуть усопших. Есть традиция принести на канун какие-то продукты для поминовения преставившихся.

А как молиться дома?

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе». (1 Фес 5: 16–18). Апостол советует нам постоянно пребывать в молитве. А молимся мы и за живых, и за мертвых. Поэтому дома мы можем поминать их и в молитвенном правиле, и в чтении Псалтири, и в чтении Акафиста за единоумершего. Важно, чтобы эта неустанная молитва была искренней, обращающей наше сердце к Господу.

В Ильинском храме, кажется, единственном в Нижегородской епархии, совершается чин «молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». В какие дни совершается чин? Как должны вести себя люди, которые хотят помянуть близкого, покончившего с собой?

— Церковь не молится за самоубийц. Но частная молитва и за них не возбраняется. Родные самоубийц молятся милосердному Богу, чтобы Он смягчил участь ушедших из жизни самовольно, без покаяния. Молятся и дома, и в храме. Но частным образом. Также существует упомянутый вами чин «молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго».

В храме святого пророка Илии на Новостригинском кладбище этот чин совершается по благословению правящего архиерея митрополита Георгия еженедельно по субботам вот уже в течение более полугода. Многие родственники самоубийц постоянно приезжают в храм помолиться во время совершения этого чина, а некоторые даже стали прихожанами храма.

Священнослужители объясняют людям, что это не отпевание и не панихида — это сугубая молитва для утешения живых, потерявших близкого человека и не сумевших поделиться с ним евангельской любовью, в результате чего и совершилась трагедия. Родные осознают в ней и свою косвенную вину, просят Бога простить их и того, кто ушел из жизни не по-христиански.

Владыка оказал нам также поддержку в приобретении частицы мощей преподобного Льва Оптинского, автора краткой молитвы о самоубийцах. Мы получили эту частицу в Оптиной пустыни, привезли в храм и вложили в икону преподобного Льва, перед которой и совершается названный чин.

У ворот церкви незнакомый человек просит помолиться о ком-то, предлагает взять хлеб и свечи. Можно ли отказаться, если не знаешь, как правильно молиться и как поступить, если испытываешь подсознательное нежелание принимать скорбь чужого человека на себя?

— Если вы идете в церковь, значит, сумеете и помолиться. По-христиански надо проявить любовь и милосердие, помня заповедь «ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Лук 11: 10).

К тяжелобольному человеку приглашают священника для таинства Крещения, но он умирает раньше, будучи внутренне готовым к совершению обряда. Можно ли такого человека считать крещеным?

— Господь принимает наши намерения, это известно. Но, тем не менее, надо в сомнительных случаях всегда обращаться за разъяснениями в епархиальную каноническую комиссию. Такие случаи, безусловно, индивидуальны, и рассматривать их следует особо — священнослужителям, имеющим благословение архиерея на решение таких вопросов.

Дарья Петрова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.