Творить ли милость?

24 сентября 2015 года 17:13

Иду на работу. У церковных ворот, как всегда, несколько человек просят подаяния. Люди спешат мимо этой неприглядной братии. Кто-то притормаживает у калитки, достает кошелек, кто-то прячет глаза, а кто-то просто шагает мимо. Многие думают (и часто бывают правы), что те, кто стоит с протянутой рукой у церковной ограды, делают это не потому, что нечего есть, а потому, что не на что пить. Или просто зарабатывают таким образом — и неплохо. Но ведь христианин должен творить милостыню! Так подавать все-таки нищим или не подавать? Мы предложили высказаться по этому вопросу людям разных жизненных платформ: светским и воцерковленным.



Подавать, но вдумчиво

Татьяна Заглумонина,
прихожанка храма в честь Успения Божией Матери городского округа город Бор:

— Нужно подавать. Только вдумчиво. Например, у нас был такой опыт. Выходим с мужем из церкви. Нищие просят купить им продуктов. Мы пошли в магазин и купили. Хлеба, молока — хороший продуктовый набор. И теперь как только появляемся у храма, они уже ждут нашей покупки как чего-то само собой разумеющегося, и народу подходит все больше — чуть ли не весь их табор (это цыгане).

То есть, с одной стороны, видишь, что люди переходят все границы, с другой — чувствуешь, что сложно не подать. Не знаю почему, но на душе скверно каждый раз, когда не подаешь. Хотя вроде бы понимаешь, что все эти разговоры о том, что трудно найти работу и так далее — выдумка. А с другой стороны, эти люди выросли в неблагополучной среде. Другого жизненного пути они, может, и не видели. Тяжело им измениться. И мы с мужем для себя решили, что если идем в церковь — обязательно подаем всем, кто просит. Но продуктами: песка сахарного дадим или даже просто хлеба.

Еще я думаю, что можно жертвовать и деньгами, но малыми суммами, совсем малыми. Зная эту вашу привычку, кто-то из тех людей, возможно, и не протянет руку за монеткой. Просто были и такие случаи. Одно время я подавала по малу: в семье были финансовые сложности. Так некоторые нищие даже отходили в сторону. Разные бывают ситуации. Но я точно знаю, что мы, христиане, обязательно должны подавать милостыню.



Лучше отдам деньги на храм

Александра Ястребова,
жена, мама, строитель по профессии:

— В церкви я, честно говоря, бываю редко. Но часто хожу мимо. И каждый раз решаю, подать или не подать. Но думаю все-таки больше о себе: правильно или неправильно я делаю, готова ли помочь чем-то этим людям. По большей части — не готова. Потому что мне нужно более или менее быть уверенной в том, что я действительно помогаю.

Вглядываюсь в лица. Есть люди, которые постоянно сидят и просят. Видно, что они страдают алкоголизмом. Я знаю, например, одного человека, который пропил квартиру, потом квартиру матери и продолжает катиться по наклонной. Таким, я думаю, подавать не надо. Эта моя копейка — ну чем она поможет? Опять же, если я осуждаю человека, а сама ему подаю, в чем смысл этого поступка? Не искренне же.

Но можно увидеть и другие лица, и иног­да мне кажется, что вот здесь реально нужна помощь. Тогда я подаю. Иногда, правда, не бывает в кошельке мелочи, но когда она есть и встречается такой человек, подаю обязательно. Недавно был случай. На остановке женщина в слезах, просит на проезд: разрезали сумку. Вот здесь помогаешь с готовностью.

Если говорить вообще о милостыне, то я, наверное, лучше зайду в церковь и отдам деньги на храм. Но не этим людям с пропитыми лицами.



Тот, кому действительно нужна помощь, на паперть не пойдет

Алексей Дьяконов,
преподаватель Нижегородской духовной семинарии:

— Я против милостыни в общепринятом сегодня смысле. Прежде всего потому, что, как мне кажется, само понятие милостыни превратилось в какой-то акт самолюбования. И дело милости оказывается направленным совсем не на то, на что оно изначально должно быть направлено. Я не буду рассуждать на тему, кто ради чего просит. Пусть это останется на совести просящих.

Мне часто хочется подойти, посмотреть в глаза человеку и спросить: «А работать ты не пробовал?» Я знаю ответ заранее. Этих людей вполне устраивает тот образ жизни, который они ведут. Но, повторяю, дело не в них, а в нашей гордыне. Понятие милостыни, о которой говорили святые отцы Василий Великий, Григорий Богослов и другие, у нас девальвировано. А делать добро можно по-разному. Ведь кроме нищих есть масса людей, которые действительно очень нуждаются. Но они не пойдут на паперть.



Не надо давать рыбу — надо дать удочку

Виктор Макаров,
начальник Краснослободского территориального отдела администрации городского округа город Бор:

— Я, как правило, не подаю. И не потому, что в церкви бываю нечасто. Просто когда ко мне подходит человек выше меня рос­том и протягивает руку за по­дая­ни­ем, я пред­ла­гаю ему пойти по­ра­бо­тать. Ведь эти люди просят не на кусок хлеба, а на выпивку. И те, кто жалеет их, не делает им добра. Зачем подавать тем, кто не хочет трудиться? Как говорят, не надо давать рыбу — надо дать удочку. А вот когда такого рода людей собирают около церкви, кормят, дают одежду, возможно как-то пытаются устроить их судьбу — это я приветствую.





Подать нищему нужно, а Господь Сам распорядится этой милостыней

Протоиерей Михаил Поройков,
руководитель отдела Нижегородской епархии по взаимодействию с медицинскими и социаль­ными учреждениями:

— У этого вопроса есть две стороны. Речь идет, во-первых, о духовной пользе для самого дающего и о действенности этой помощи для того человека, которому подают. Если говорить о душе благотворителя, то ответ на вопрос, подавать или не подавать, очевиден.

Если есть потребность сотворить милость, нужно обязательно подать. И в Евангелии читаем: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25: 40).

Если же мы не видим в этом нищем образ Божий, значит мы сами горды, жестокосердны и скупы. Тогда тем более надо подать. Разменять тысячу рублей на червонцы или пятачки и раздавать всем. Всем, кто ни попросит! Это позволит побороть наши страсти. Потому что перед нами — люди. Со своими чувствами, со своими верой и надеждой. Но мы говорим пока не о них, а о тех, кто задается вопросом: подавать или не подавать? Если вдруг у тебя он возник, значит надо подавать обязательно.

Но есть и другая сторона, которая смущает многих людей. Вообще что представляет собою современный нищий? Кто он? Усердный богомолец или человек, который оказался на дне жизни из-за алкоголя и других страстей? Как ему реально можно помочь, вернуть в общество, чтобы он обрел смысл жизни? Это очень непростая задача. И дело здесь не решится милостыней в денежном выражении. Потому что, в принципе, сколько этому человеку ни давай, он уже просто не сможет воспользоваться нашей помощью: он во многом потерял социальные навыки.

Чтобы действительно помочь, нужно заниматься всеми аспектами его жизни. Но на это способны очень немногие.

Однако если у кого-то из читателей газеты возникнет желание изменить жизнь нищих, бездомных людей, могу посоветовать включиться в волонтерскую работу нашего епархиального социального отдела. Как раз мы сейчас разрабатываем такие методики, апробируем их. Уже есть определенные навыки работы и с бездом­ными.

Но все-таки если человек ставит перед собой вопрос: подавать — не подавать не для того, чтобы просто фарисейски решить его для себя, а чтобы внести кап­лю добра в этот мир, то все равно нужно подавать. Даже если человек боится, что подаяние пойдет на спиртное. Даже если думает, что его деньги ничем не помогут (а то, что не помогут в общепринятом смысле — это однозначно).

Если даже ты ходишь каждый день по одной дороге и встречаешь одних и тех же просителей, разменяй купюру… и подавай! Ведь в нем, в этом опустившемся человеке, все-таки нужно видеть образ Божий, раз ты христианин. Подать нищему нужно, а Господь Сам распорядится этой милостыней. И твоей и его судьбой. Ты сделал это именно ради Христа, ради заповеди.

Подать нищему и убогому — это все равно что поставить свечку перед образом. Ведь просящий и без вашего червонца найдет, на что выпить, и милостыня нужна в первую очередь дающему, а не получающему. А Бог каждому воздаст по заслугам.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.