Символ веры

24 сентября 2015 года 17:38


Среди молитв, предназначенных к ежедневному прочтению, есть одна, стоящая особняком. Строго говоря, это и не молитва, а нечто, обращенное в форму молитвы. И это нечто — Символ веры. Что же это за текст? Почему он так важен, что поется всенародно за литургией наравне с молитвой Господней? Потому что это предельно краткое изложение основ нашей веры, концентрат догматов, граница, за пределами которой уже — не православие.

Это краткое и точное изложение основных истин христианской веры, которое нужно знать всякому православному христианину. Не просто вменяется каждому, кто называет себя православным, знать некий сакральный текст. Это внутренняя потребность христианина, это стержень веры, это бразды, удерживающие ум от блужданий. Наконец, это верификационный код, отличающий истинное учение от  примесей лжемудрствований.

У слова «символ» — несколько значений. Так было в греческом языке, из которого оно пришло, так и в русском. Вот разные определения из разных словарей: «то, что служит условным знаком какого-либо понятия»; в науке — «то же, что знак»; в искусстве, в широком смысле, «символ есть образ в  аспекте своей знаковости и знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемостью образа; полная картина, сущность в немногих словах или знаках».

Ответ любой ереси

Мы начинаем Символ веры словом «верую» потому, что содержание наших религиозных убеждений зиждется не на внешнем опыте, но на принятии нами Богооткровенной истины.

Иначе Символ веры еще называют изображением веры. Это понятно без комментариев. А еще — исповеданием веры. В кратких и точных словах Символа веры мы исповедуем, то есть открыто объявляем, во что же мы верим. Символ веры — личное исповедание веры православного христианина. Это исповедание того, ради чего и чем мы живем или должны жить: самого главного в жизни, в мире.

Интересно, но Символ веры родил такое явление, как личные, корпоративные или профессиональные исповедания неких истин или постулатов. Их принято называть «кредо». Что это за слово? Это слово «верую» в переводе с латыни — первое слово Символа. Вот лишний повод православному христианину, если он по крайней мере так хочет именоваться, знать свое кредо что называется назубок.

Есть еще один важный момент. Любой христианин обязан проповедовать Христа, быть миссионером по силам. Если кто-то захочет от нас услышать что-либо о Христе, о Церкви, мы обязаны дать людям это знание. Так нам прямо повелевает святой апостол Петр: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3: 15).

Никто, веруя иначе, рассуждая иначе, расходясь в чем-либо с Символом веры, не вправе называть себя православным христианином.

Ведь и возник Символ именно в борьбе с  ересями, с искаженными мнениями о Боге и мире. Символ составлен и утвержден на Первом (Никейском, в 325 году) и Втором (Константинопольском, или Цареградском, в 381 году) Вселенских Соборах. Поэтому он называется также Никео-Цареградским Символом веры.

Есть ли другие варианты?

Когда что-либо именуют, то для отличия от другого, подобного. Если наш Символ — Никео-Цареградский, значит есть еще какие-то? Есть. Вернее, были. С апостольских времен христиане пользовались символами веры для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. Еще одним назначением их было употребление при Крещении. В Древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. Многие из них дошли до наших дней. Они ни в чем не противоречат друг другу, просто отличаются большей или меньшей полнотой по охвату догматов. У каждой Поместной Церкви был свой символ. Так продолжалось до эпохи Вселенских Соборов. В IV веке, когда возникли ереси, когда вместо гонений угрозой стали ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и  уточнить. А еще лучше — принять единый. Так и было сделано.

На Первом Вселенском Соборе были написаны первые семь членов Символа, на Втором — остальные пять. Первый Вселенский Собор состоялся для утверждения апостольского учения о Сыне Божием против ложного учения Ария, считавшего, что Сын Божий создан Богом Отцом и поэтому не является истинным Богом. Арианство получило большое распространение в империи. Одно время большинство епископов в Церкви были арианами. Для привития своей ереси народу ариане искажали местные символы веры, и люди волей-неволей научались ереси.

Второй Вселенский Собор состоялся для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого.

Все последующие Соборы провозглашали свою неизменную верность Никео-Цареградскому Символу, под страхом отлучения запрещая менять в нем хоть единую букву.

Двенадцать истин

Итак, Символ веры состоит из двенадцати членов, в каждом из которых содержится особая истина, или, как еще называют, догмат нашей православной веры.

В первом члене говорится о Боге, а именно — о первой ипостаси Святой Троицы, о Боге Отце и о Боге как о Творце мира.
Во втором — о второй ипостаси Святой Троицы: о Господе Иисусе Христе, Сыне Божием.
В третьем — о воплощении Сына Божия.
В четвертом — о страдании и смерти Иисуса Христа.
В пятом — о воскресении Иисуса Христа.
В шестом — о вознесении Иисуса Христа на  небо.
В седьмом — о втором пришествии Иисуса Христа на землю.
В восьмом — о третьей ипостаси Святой Троицы: Святом Духе.
В девятом — о Церкви.
В десятом — о Крещении (где подразумеваются и другие таинства).
В одиннадцатом — о будущем воскресении мертвых.
В двенадцатом — о жизни вечной.

Заключительным словом «Аминь» мы свидетельствуем о том, что мы всем сердцем принимаем и признаем истинным это исповедание православной веры.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на  сайт Нижегородской митрополии обязательна.