Мужчина в храме

23 октября 2015 года 15:53

Прошло время, когда в какую церковь ни зайди — немноголюдно. Время «белых платочков» закончилось. Религия теперь не гонима, но на смену платкам белым пришли цветные. Основная масса прихожан по-прежнему — женщины. Почему? И возможно ли восстановить равновесие? А нужно ли? На эти вопросы сегодня отвечают наши собеседники.



Лидия Чубарова,
прихожанка нижегородского храма в честь
преподобного Сергия Радонежского:

— Эта тема очень важна и, к сожалению, никак не исследована. Ведь в первую очередь для семьи необходимо, чтобы мужчины были в Церкви. Тогда дома создается среда, пропитанная верой. Есть прекрасная книга Ивана Шмелева «Лето Господне» — в ней рассказывается, как мальчик растет в православной среде. Сколько в его ощущениях красоты и радостного ожидания! И ведь в детстве его в основном мужики герои-то! Правда, мне доводилось видеть храмы, где мужчин больше. Например, наша Сергиевская церковь. Сюда тянутся люди с проблемами пьянства и наркомании. В храме с ними ведется работа. Но ведь это уже — когда край.

Беда-то в том, что семьдесят лет религии для большинства населения не существовало. И ощущение естественности веры, жизни с Церковью утрачено. А женщины — натурой тоньше, поэтому они ближе к вере. Что нужно делать, чтобы мужчины стремились в храмы? Открывать православные гимназии и воспитывать мальчиков в вере.



Иван Калмыков,
историк:

— Сильная половина и к вопросам веры проявляет более рациональный подход, действует без спешки, поступательно. Но если уж пришел мужчина в храм — считай, неслучайно. Думаю, гнаться за численным равенством мужчин и женщин в церкви не стоит.

Ведь даже по статистике «на десять девчонок — девять ребят».








Мария Абрамова,
прихожанка нижегородского храма в честь Воскресения Христова:

— Женщины воспринимают любые события жизни больше сердцем. Они верят именно сердцем! Мужчина, наверное, приходит в храм, основательно все обдумав. Ведь есть же жены-мироносицы, которым было предначертано первыми узнать, что Христос воскрес, и именно они принесли эту благую весть. А мужчинам, как мы знаем из Писания, было сложнее поверить в воскресение.

Но мужчины имеют первостепенное значение и в жизни, и в Церкви. Так, священникам даровано право быть образом Христа во время богослужений. Мужчинам можно входить в святая святых — алтарь. Именно мужчина является главой Церкви. Женщина же — помощница. Если говорить о числе в храме представителей сильного пола, то в России до революции их было много. Но, я думаю, не всегда это было искренне.

Чиновники, например, просто обязаны были ходить в церковь и раз в год исповедоваться и причащаться. Иначе их могли уволить со службы. А у женщин тогда было мало возможностей получить образование, точные науки были прерогативой исключительно мужчин, которые часто «заражались» нигилизмом. Ко времени революции у нас оказалось очень мало искренне верующих людей. Чтобы сейчас в храм массово пошли мужчины, нужно воспитывать в вере мальчиков. А это идет только из семьи.



Ольга Воронцова, журналист:

— Вера — это что-то скорее иррациональное, чем рациональное. А женщины как раз более чувствительны. Вот поэтому они больше ходят в церковь. Есть, правда, еще один момент. Мне кажется, что сейчас, к сожалению, распространилось нечто вроде моды на православие. А кто больше интересуется модой? Все-таки женщины. Сделать так, чтобы представители обоих полов в равной степени часто посещали храм, в принципе, наверное, невозможно. Потому что они по-разному устроены. Хотя мужчин стало приходить больше, замечаю это по телесюжетам.

Оксана Железнова, психолог:

— Чтобы не оказаться слишком далекой от истины, я задала сегодняшние вопросы моим знакомым мужчинам. И вот что мне удалось узнать. Более сильные физически, более эмоционально устойчивые, в нашем земном мире они чувствуют себя более спокойно и уверенно. Без Бога. А мальчиков учат «быть мужчинами», то есть самим справляться с проблемами, только самим принимать решения.

Не каждый ребенок видит отца, который молится, прежде чем что-то сделать, или берет благословение. Еще мне сказали, что русские мужчины леноваты. Им не хочется после работы еще куда-то идти, стоять на службе, вникать в совершаемое богослужение. Пугают сильный пол и бабулечки, с грозным видом раздающие замечания в храме.

Один молодой человек мне сказал, что в кругу его сверстников не принято ходить в храм. Поэтому он старается, чтобы никто из знакомых не знал, что он посещает церковь. И еще невоцерковленным мужчинам не хватает достойных примеров православных мужчин. Не святых, а современников, вызывающих уважение и желание брать с них пример. Конечно, на самом деле таких много, но это фигуры немедийные, и люди нецерковные о них не знают.



Протоиерей Владимир Цыбышев,
настоятель нижегородского храма в честь Воскресения Христова:


— В советский период мужчин в храмах практически не было. Сейчас ситуация меняется: у нас в Воскресенской церкви, например, их процентов сорок. Им сложнее прийти к Богу. Подтверждение тому — в Евангелии. Мужчин мы видим, когда они идут за Христом. Когда же Его распяли, они разбегаются. А женщины остаются с Господом до конца, тем самым в какой-то мере искупая грех праматери Евы.

Мужчина и женщина ведь очень разные. Не только физиологически, но и психологически, и духовно. Мужчинам более присущ ложный стыд, который многим мешает переступить порог храма.

Причина здесь еще и в том, что в годы гонений на религию постарались сделать все, чтобы главой семьи стала женщина. Так сложилось, что в советское время муж стал отдавать зарплату жене. А ведь это неправильно. До революции средствами распоряжался муж, и жена ни копейки не могла взять без его разрешения. Обедать садились — первую тарелку ставили мужу. А теперь кому? Детям. Неправильно, все не по-христиански. Мужчина как бы отошел на второй план. Раньше не говорили «многодетная мать» — был «многодетный отец». И если детей больше десяти, то он ежемесячно получал хорошую премию. Богом заложено, что мужчина главенствует в семье. А в результате проведенной в советское время кампании по утверждению равноправия мужчины потеряли чувство ответственности за семью как ее главы.

Не все, конечно, разные бывают семьи (как правило, кто сильнее характером, тот и главный), но по большому счету мужчину лишили того, что было дано Богом. Поэтому чтобы мужчины стремились в храмы, нужно восстановить традиции, вернуть им (не просто отдельно взятым, а мужчинам вообще) принадлежащую им социальную роль.



Николай Лобастов,
прихожанин Никольского храма села Просек Лысковской епархии:

— Мы все сверяем по Евангелию. И если посмотрим в Писание, то увидим, что тысячи людей слушают Христа, но идут за Ним только двенадцать мужчин-учеников. И Господь говорит: «Не бойся, малое стадо». И вот священники, монахи, миряне, которые ходят в храм, как раз и есть это малое стадо. На мой взгляд, переводить эту проблему в плоскость количества мужчин очень опасно.

В философии есть такое понятие, как переход количества в качество. А в Церкви все наоборот. Здесь переход качества в количество. Возьмем, например, преподобного Серафима Саровского. Скольких людей он вернул из неверия! Тысячи и тысячи до сих пор идут в Дивеево благодаря одному человеку. А ведь преподобный Серафим не занимался никаким мониторингом. Поэтому надо говорить о том, чтобы наши единичные мужчины держались чистоты веры. И тогда за качеством последует количество.

Подготовила Надежда Муравьева

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.