Надо ли «расшифровывать» Библию?

2 декабря 2013 года 16:38

Известно, что Библия — не только самая читаемая, но и самая загадочная книга в мире, вызывающая массу вопросов у своих читателей. Особенно нелегко тем, кто берется за разбор библейских текстов первый раз в жизни и без соответствующей подготовки. Как легче освоить это богодухновенное произведение? Кто такие чудотворцы? Что такое спасение? Что есть уничижение, а что — смирение? С этими и другими вопросами, поступившими на православный телефон доверия, мы обратились к иерею Дионисию Чибиряеву, клирику храма в честь Пресвятой Живоначальной Троицы нижегородского поселка Копосово и духовнику Сормовской православной гимназии.

Почему в Библии все зашифровано, а не сказано прямо, в открытую?


— Нет, ничего не зашифровано. Просто у Библии особенный язык, и нам это немного непривычно. Мы же, люди XXI века, такие рациональные, очень поверхностные. С библейским языком не знакомы. А он — как иероглифы: имеет много значений, много прочтений. И в Библии есть некая символика, требующая понимания, определенной культуры.

Чтобы действительно разобраться в тексте, нужно хорошо знать реалии жизни библейских времен. Для серьезного изучения Книги Книг вам потребуются знания из церковной и древней археологии и даже древнееврейского языка — иврита. А если на это нет времени, можно читать работы специалистов, которые предлагают свои исследования библейских текстов.

В нашей епархии многое делается для того, чтобы облегчить людям путь познания Библии, направить его в нужноерусло. Существуют Центр изучения Библии при Свято-Никольском просветительском центре на Автозаводе, различные лектории в приходских храмах, наконец, катехизаторские курсы, где можно получить серьезное начальное богословское образование. Главное — ваше желание.

Можно ли в Библии читать только Новый Завет? Поступки людей ветхозаветных времен часто не вписываются в наше понимание и даже вызывают осуждение.

— Новый Завет христианин должен не только читать, но и знать. А Ветхий Завет нужно читать, чтобы иметь представление о священной истории в общих чертах — этого достаточно. А чтобы не задаваться вопросом, как такое могло твориться, надо понимать, насколько иной была та эпоха, нужно изучать фон. У нас в стране даже в коммунистическую эпоху фоном была христианская культура, в которой жили наши предки. А тогда, представьте себе, весь мир был погружен в язычество, в кровавые, в том числе людские, жертвы. И только один маленький еврейский народ сохранил веру в Единого Бога. Поэтому судить людей древности нашими мерками совершенно некорректно.

Почему святых называют «чудотворцы»? Ведь не они творят чудо, а Господь. И еще: как человек, даже святой, может одновременно всех слышать и всем помогать?

— Когда человек обращается с молитвой к святому угоднику или к Самому Господу Богу, ему помогают ангелы. Это — вопервых. А во-вторых, у вас несколько механистическое восприятие: вот, мол, должны быть какие-то провода от одного к другому и должна быть очередь… Как работает механизм помощи святых — ответа нет. Это выше нашего ума.

Почти все люди пользуются компьютерами, а как они устроены — не знают. Так же и здесь. Просто известно из опыта, что процессу молитвы помогают ангелы. А они бесплотные духи, очень быстрые, быстрее мысли. Так что не волнуйтесь, молитесь на здоровье, все будет в порядке. Что же касается понятия «чудотворец», то, конечно же, ни один человек не может сотворить чудо сам, своей силой — только по милости Божией. Поэтому, называя, к примеру, святителя Николая Чудотворцем, мы понимаем, что по его молитве Господь творит чудеса.

Смысл жизни каждого православного христианина — спасение души. Вы не могли бы объяснить слово «спасение»: спасение от греха или от геенны огненной?

— Бог Своей крестной жертвой спас нас от греха, проклятия и смерти. Наше дело теперь — усвоить плоды этого совершенного Им спасения. Мы вольны выбирать, кому работать — Богу или Его противнику. Сам человек не всегда может освободиться от своих страстей, склонностей, ошибок, но благодать церковных таинств исцеляет и врачует душу. И именно спасения от болезней духовных нужно искать человеку: они отделяют каждого от Бога. Спасение есть соединение с Ним.

Почему история воскрешения Лазаря написана только в Евангелии от Иоанна, а другие евангелисты даже не упоминают о таком важном событии?

— Действительно, в Евангелии от Иоанна говорится об очень многих вещах, которых нет в трех других (синоптических) Евангелиях. Нам открыто только то, что евангелист Иоанн свое Евангелие написал после того, как уже были известны другие. Возможно, одна из целей, которые он ставил перед собой, — дополнить предыдущие тексты, поэтому в его изложении очень много того, что не вошло в первые три. Но если мы будем рассматривать новозаветные события в целом, то увидим, что некоторые отражены во всех Евангелиях, некоторые в двух или в трех. А у евангелиста Иоанна больше половины — уникальные.

На этот счет есть предположение, что Иоанн Богослов, как любимый ученик Господа, чаще других был свидетелем Его деяний, о которых другие апостолы и евангелисты могли просто не знать.

Помогите разобраться, в чем принципиальная разница между смирением и самоуничижением?

— Смирение иначе называют трезвомыслием. Это не унижение себя перед другими, не человекоугодие, но ясный и правдивый взгляд на свое духовное положение. Смирение — это суд над собой. Человек видит себя не через призму социальных положений, статусов и рангов, но пытается посмотреть на свою жизнь

«глазами Бога», со стороны абсолютной праведности. Именно поэтому смиренный христианин есть самый адекватный человек и гражданин.

Заповедь повелевает человеку шесть дней трудиться, а один посвятить Богу. Обязательно ли это должно быть воскресенье? Может, мне удобнее посетить храм в другой день недели.

— В заповеди Моисея ясно указывается, какой именно это день — суббота, конец седмицы. Христос же, воскреснув «во едину от суббот» (Ин 20: 1), то есть в день после субботы, освятил начало седмицы. Мы празднуем этот день как малую Пасху, Воскресение. Поэтому каждый христианин обязан в воскресный день быть в храме. И поэтому отцы Шестого Вселенского Собора положили правило: «Если кто-либо, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц не придет в церковное собрание, то будет отлучен от общения» (80-е правило).

Людмила Крапивина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.