Святая ночь

5 января 2014 года 13:08


«Христос раждается — славите! — Христос с небес — срящите!» Скоро Рождество. Великий, чудный праздник. Праздник детски чистого сердца. Праздник горячей веры и непостыдной надежды. Опять будем воспевать родившегося Младенца Христа, опять будем славить Его с ангелами и вифлеемскими пастухами, опять будем, как мудрецы Востока, поклоняться Ему. Но способны ли мы прочувствовать тайну Боговоплощения? Что значит для нас это Рождение и каким смыслом оно наполняет жизнь каждого из нас? Вырвемся из потока обыденности, и в преддверии великого Торжества освежим в памяти, в каких условиях состоялось Пришествие Спасителя в мир, что предшествовало Рождеству Христову, и обстоятельства, неразрывно с ним связанные.

Мир накануне

Грехопадение деформировало и извратило душевные силы и природу человека, разложение которого определило историю человечества. Пять с половиной тысяч лет понадобились человечеству, чтобы развить все его потенциальные возможности, создать все философские системы и исчерпать заложенные в них философские идеи, осознав их тщетность и бесплодность, развить искусство до высших степеней, сделать основополагающие открытия в науке и вместе с тем убедиться в своем нравственном и интеллектуальном бессилии. Человечество дошло до какой-то трагической грани, исчерпав свои силы и возможности. Оно увидело, что спасти себя не может.

Поэтому в эпоху перед Рождеством Иисуса Христа было всеобщее ожидание Спасителя. Его прихода напряженно ждал весь мир: и иудеи, и язычники. Иудеи ожидали Его пришествия на основании пророчества; язычники, бедствуя от безверия и всевозможных зол, тоже с нетерпением ожидали Избавителя. Все пророчества относительно времени воплощения Сына Божия исполнились. Патриарх Иаков предсказал, что Спаситель придет тогда, когда скипетр отойдет от Иуды; пророк Даниил пророчествовал, что Царство Христово наступит после того, как настанет царство крепкое, как железо, которое будет все раздроблять и разбивать, и что Спаситель мира явится в семидесятую седмину лет после выхода повеления о восстановлении Иерусалима.

Холодная встреча

Ко времени земной жизни Христа Спасителя Иудея входила в состав огромной Римской империи и управлялась наместником Сирии и подчиненным ему прокуратором. Император Август для упорядочения налогообложения решил провести перепись во всем государстве. Мария и Иосиф принадлежали к роду Давида и поэтому должны были записаться в том городе, откуда происходил их предок — в Вифлееме Иудейском.

В суровое время года, без всяких средств должны были странствовать Иосиф и Мария при неблагоприятных обстоятельствах и по трудному пути. Для совершения пути в Вифлеем требовалось как минимум трое суток странствования.

Пришествие Христа совершилось в безмолвии и тайне: Вифлеем — образ мира — не узнал своего Спасителя. Мир, ожидавший Христа, создал себе другие образы Христа. Истинному Христу, который принес Божественный свет на землю, не оказалось места в этом мире. Вифлеем закрыл для него городские ворота. Иерусалим приготовил крест.

На канонической Рождественской иконе всегда поражает и приковывает взгляд внутренность пещеры, закрашенная черным цветом. Это — не от недостатка фантазии иконописца. Икона — это богословие в красках, и эта тьма иллюстрирует слова Евангелия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин 1: 5). В греческом оригинале мысль звучит точнее, буквально: тьма не захотела быть пронизанной светом. Ведь любые предметы видимы настолько, насколько они способны отражать направленный на них свет. Полностью черные свет не отражают вообще. Это символ глухой вражды и ненависти, которыми встретил Младенца Христа мир. На некоторых иконах на заднем плане пишется Вифлеем с наглухо запертыми воротами.

«Мудрые звездоблюстители»

Волхвы, то есть мудрецы, обладатели тайных знаний, взяли на себя труд пойти и поклониться Родившемуся Царю. Мудрые потому, что они действительно искали истину, и поклониться пришли именно они, а не сильные мира сего, которые не становятся на колени перед Божеством, укрытом в маленьком человеке.

Мудрецы с Востока, взявшие на себя труд и риск большого путешествия, скорее всего, были знакомы с ветхозаветными пророчествами о Мессии, поскольку в Вавилоне существовала большая иудейская диаспора.

После поклонения Иисусу волхвы спустя тридцать с лишним лет приняли Крещение от апостола Фомы и сами сделались проповедниками. Как говорит предание, свою веру они засвидетельствовали мученической кончиной за Христа. Их мощи были обнаружены в III веке и сейчас находятся в Кельнском соборе Германии.

Избиение младенцев

«Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф 2: 16).

Чего добивался Ирод, посылая воинов на избиение младенцев в Вифлееме? История хорошо сохранила нравственный облик этого, с позволения сказать, человека. Как и любой узурпатор, он патологически боялся потерять свою власть. Боялся настолько, что не только истребил родных братьев, но убивал и сыновей, боясь, что они попытаются свергнуть его и завладеть троном. Кесарь Август в Риме шутил: «У Ирода безопаснее быть свиньей, чем царевичем!» (как известно, иудеи не ели свиного мяса). И вдруг волхвы на площадях его, Иродовой, столицы спрашивают: «Где Родившийся Царь Иудейский?» Можно представить, каким приступом злобы захлебнулся безумный властолюбец.

Осознавал ли он, Кого покушался убить? Святые отцы говорят: знал. Это был акт открытого богоборчества, ведь призвав книжников, он спросил: «Где Христос раждается?» Те ответили: «В Вифлееме Иудейском». Речь идет только о Рождении Мессии, предреченном пророками.

Существует еще мнение, что он совершил это осознанное злодеяние для того, чтобы увязать в народной памяти приход Спасителя со страшным изуверством, чтобы люди отшатнулись от Мессии, не в силах принять Его, так как в их умах Его пришествие будет ассоциировать с ужасом.

Неспроста имя Ирода стало нарицательным для самых отъявленных негодяев.

Зима и тьма

Христос родился зимой. Хоть в Святой земле она не так сурова, как у нас, но зима — это знак духовного состояния человечества: полночь и тьма, повисшие над землей. Важный символ: Он родился в то время, когда совершается зимний переход солнца, когда еще самые короткие дни, но уже произошел поворот солнца к лету.

В ночь Рождества Вифлеем спал глубоким сном. Двери домов были наглухо закрыты для Богомладенца. Мир принял своего Царя в пещере для скота. Только животные в зимнюю холодную ночь согревали Младенца своим дыханием. Они не дотронулись до пищи, чтобы в охапке сена, как в мягкой постели, Он мог бы укрыться от стужи.

Стояла тишина. Израиль — народ Божий — спал. Только несколько пастухов на поле стерегли овец. Вдруг яркий свет разлился вокруг. Они испугались, пришли в ужас. «Не бойтесь, — сказал им Ангел, — я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». И пастухи, услышав ангельское благовестие, приняли Христа чистой верой, имея свидетельство о Боге в своем собственном сердце.

Пришествие Христа на землю — свет, озаривший всю Вселенную. Боговоплощение — определяющее событие не только человеческой, земной истории, оно значимо и для мира Ангельского: они, не в силах постичь эту великую тайну, смиренно славословят Творца. В рождественских песнопениях Церковь повторяет свой победоносный гимн: «С нами Бог!». Бог — с нами на земле, чтобы мы были в вечной радости.

Дмитрий Романов

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.