Спасая семейный очаг

Дом, где согреваются сердца


Каждому ребенку нужна семья. И самый лучший детский дом, самый замечательный приют никогда не смогут заменить родителей. Первое ощущение любви, доверия и своей сопричастности этому миру малыш может получить только в семье. Но что делать, если семья распалась безвозвратно и отторгла маленького человека? Наш рассказ ― о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних Автозаводского района „Улыбка“. Сюда поступают дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и этот детский приют для многих из них ― хотя бы на время ― становится теплым домом.

Ко дню рождения

— Я директорствую здесь совсем недавно ― чуть больше года,― рассказывает Алла Владимировна Ситник, директор центра „Улыбка“.― В 2011-м „Улыбке“ исполняется 16 лет. Ко дню ее рождения мы благодаря спонсорам обновили фасады и крышу, сделали новые душевые, теперь у нас хороший пищеблок. Центр преобразился ― стал красивее и современнее. Ведь, несмотря на подростковый возраст детей, мы призваны решать „взрослые“ и очень серьезные задачи.

Социально-реабилитационный центр рассчитан на 63 воспитанника. Но в действительности их 70. В центре два отделения: приемное, где дети проходят первоначальный период адаптации, и стационарное ― там они находятся постоянно, пока не наступает следующий этап: либо детский дом, либо возвращение в свою семью, либо их забирают приемные родители.

Помочь быть услышанным

— Дети попадают к нам разными путями. Кто-то по акту милиции: ребенок оказался бездомным либо его забрали из семьи. Кого-то направили органы опеки. Если ребенок старше 10 лет, он может быть принят и по личному заявлению одного из родителей. Очень часто к нам обращаются в кризисной для семьи ситуации: сложилось трудное материальное положение, и в данный момент нет возможности содержать и зачастую даже прокормить ребенка.

Бывает, что отношения с подростком заходят в тупик у обычных родителей. Например, недавно к нам попала по личному заявлению девочка. У нее произошел серьезный конфликт с мамой. Спустя время конфликт разрешился. Завершился и процесс ее реабилитации. Но когда пришло время проститься с приютом, девочка очень плакала ― не хотела уходить. И в таких случаях я говорю детям: „Ты можешь всегда приходить к нам в гости, общаться с друзьями, созваниваться с ними. И если во время каникул ты никуда не поедешь отдыхать, приходи в наш летний лагерь“. Ничего не поделаешь, дети не игрушки, они прикипают душой к месту, друг к другу…

По сути, „Улыбка“― учреждение временного пребывания, и главная задача всех ее специалистов ― помочь ребенку быть услышанным в его беде. Здесь важно суметь разобраться в его жизненных и семейных проблемах и постараться вернуть в ту семью, откуда он поступил.

А посему различные специалисты ―педагоги-психологи, врачи-психиатры, педиатры, наркологи, социальные педагоги, сотрудники социально-правовой службы ― работают не только с детьми, но и с их родителями. Пытаются найти какие-то точки соприкосновения, исключить недопонимание взрослыми своих ребятишек. Восстанавливаются утерянные детские документы, решаются вопросы защиты прав детей. И если семью никак не спасти, центр ходатайствует о лишении родительских прав, старается определить ребенка в хорошую приемную семью.

Школа приемных родителей

С мая 2009 года в Автозаводском районе Нижнего Новгорода действует региональная программа „Под защитой семьи“.

— Нацелена она на то, чтобы дети уходили от нас в приемные семьи,― объясняет директор „Улыбки“,― а не в детские дома, как это на самом деле происходит: половина из всех поступающих к нам отправляются, увы, в детские дома. Именно под эгидой регионального проекта на базе „Улыбки“ ведет работу Школа приемных родителей в Автозаводском районе.

Заключен договор с районными органами опеки и попечительства о частичной передаче полномочий. Мы сумели организовать группу взаимной поддержки приемных родителей, чтобы они могли приходить сюда и делиться своими наблюдениями, переживаниями, проблемами, задавать вопросы. Ведь если существует какая-то поддержка, то и чувствуешь себя более уверенно.

Сегодня немало нижегородцев, которые хотят стать для детей приемными родителями или опекунами. Приятно отметить, что в последнее время появилась тенденция брать в семью ребенка-инвалида.

Сейчас у нас посещает Школу приемных родителей женщина, которая намерена принять в семью девочку с ДЦП. И это просто здорово, потому что в городе нет специализированных детских домов для детей-инвалидов. Есть детские дома для детей с различными формами умственной отсталости, но это не тот профиль, в них ребенку с ДЦП будет просто невыносимо…

Три «В»

За 2010 год 321 ребенок прошел через социально-реабилитационный центр „Улыбка“. А в этом году центр стал работать более активно: только за I квартал 2011 года 111 детей прошли курс социальной и психологической реабилитации в „Улыбке“.

Пять региональных программ получили реальную поддержку московского фонда для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: „Под защитой семьи“, „Равные возможности“ (работа с детьми-инвалидами), „Точка возврата“ (реабилитация детей, которые возвращаются из специальных мест заключения) и „Бесстрашное детство“ (программа для детей, подвергшихся насилию). „Улыбка“ участвует фактически во всех пяти проектах.

Но в центре разработана и своя программа. Она называется „Три «В» ― Верить в себя, Верить в добро, Верить в людей“. Педагоги и воспитатели задались целью фиксировать все, что происходит с ребенком с момента поступления в приют до дня выпуска: рассказать, как проводится его реабилитация, дать необходимые методические рекомендации. Во главу угла здесь поставлена идея объединения возможностей социальной и правовой защиты, медицины и образования, психологии и педагогики.

— Стали к нам обращаться родители из вполне благополучных семей в форс-мажорных обстоятельствах (обоих родителей сократили на работе, проблемы с оплатой квартиры, все доходы направлены на лечение кого-то из членов семьи и т. п.), когда люди какой-то период времени не могут содержать ребенка,―рассказывает Алла Ситник.― Некоторых детей в связи со сложностями переходного возраста направляют из близлежащих школ ― наши педагоги и психологи консультируют таких ребят, дают рекомендации родителям.

Раз ладошка, два ладошка…

— Главный метод работы нашего реабилитационного центра ― это восстановление детской психики, чему очень способствуют занятия спортом, развитие творческих способностей. У всех поступающих к нам детей занижена самооценка,― продолжает Алла Ситник.― К счастью, мы нашли грамотного учителя-физрука. Он не просто играет с детьми в футбол, занимается с ними в тренажерном зале, но и вывозит их на различные соревнования ― посмотреть, поучаствовать, чтобы у ребят были определенный стимул и желание заниматься спортом дальше.

Мы никогда не делим воспитанников на тех, кто умеет петь или не умеет, физически развит или тщедушен, умеет рисовать или первый раз держит в руках кисточку. Для нас это неважно ― мы просто пытаемся дать им палитру интересных занятий как альтернативу улице, телевизору и детским разочарованиям.

Здесь работает удивительный инструктор по труду ― Татьяна Губкова, которая создала в „Улыбке“ настоящую творческую мастерскую. То, чему она учит ребят, я воочию увидела на весенней православной выставке-ярмарке „Нижегородский край ― земля Серафима Саровского“. Разнообразные панно, вышивка, чехлы для сотовых телефонов… Дошколята создают аппликации, используя обычную манку.

„Я никогда не делаю работу за ученика,― говорит Татьяна Вячеславовна.― Стараюсь, чтобы под моим руководством ребенок выполнил ее сам. Пусть вначале получится коряво, но лучше грамотно сопровождать ребенка ― и все у него получится. А сколько тогда радости и гордости: „Я сделал это сам!“ Все работы у нас выполнены руками детей, а не педагогов“.

Очень часто, когда приемные родители приходят за своими избранниками, другие дети шьют им в дар подушечки-игольницы или другие сувениры. Просто так ― на память. А еще Татьяна Вячеславовна часто проводит мастер-классы для педагогов. Например, ладошками, намазанными краской и приложенными к листу белой бумаги, можно изобразить целую семью осьминогов: „раз ладошка, два ладошка ― вот семейство осьминожков!“…

Вот так мы пытаемся решить какие-то вопросы, не забирая подростка из семьи или на какое-то время поместив его в наш центр. А все вместе мы формируем, „лепим“ человека, подготовленного к реальной жизни.

Материал подготовила Анна Ермолина
«Нижегородские епархиальные ведомости», №16(205), 2011 г.




Фото Артема Фалина

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.